Методы педагогического исследования, их плюсы и минусы

Методы педагогического исследования, их плюсы и минусы

Под методами педагогического исследования будем понимать способы познания явлений в педагогике, подведение под них научной платформы, с целью выявить характер и закономерности этих явлений. Все методы педагогического исследования сводятся к двум основным группам: методам теоретического исследования и методам педагогического исследования. Остановимся подробно на каждой из групп.

Методы теоретического исследования. Их плюсы и минусы

Необходимы для формулирования основных вопросов, выдвижения гипотетических ответов на них и анализа их достоверности. Эти методы базируются на рассмотрении различной литературы: периодических педагогических материалов, общих педагогических работ, трудов мыслителей, стоящих у истоков психологии и педагогики, историко-педагогических документов, учебников по педагогике, справочной литературы и пр. Плотная работа с литературой позволяет оценить полноту, в которой изучен тот или иной вопрос, а также определить перспективные направления педагогического исследования.

Работа с текстовыми источниками подразумевает применение таких методов, как реферирование (т.е. упрощенное изложение смысла основной работы), конспектирование (выделение главных тезисов основной работы), составление библиографии (отбор источников, для изучения выбранной темы), аннотирование (фиксирование краткого содержания основного источника), цитирование (дословное повторение мысли из основной работы).
Методы теоретического исследования

Главным достоинством метода теоретического исследования является то, что от изучения частных фактов, изложенных в литературе, можно прийти к новым общим выводам, и глобализировать осмысление обширного педагогического вопроса. Главным же недостатком методов теоретического исследования является некая обособленность полета педагогической мысли от реальных условий внешней среды (социума).

Методы изучения педагогического опыта

Их еще называют эмпирическими методами. Они помогают выявить реальные несоответствия подходов педагогики и существующих проблем в обществе, а также более наглядно прочувствовать характер таких проблем. В представленную группу входят методы: беседа, наблюдение, интервью, тестирование, анкетирование, социометрия, изучение продуктов деятельности объектов изучения. Беседа проводится для получения необходимых сведений, а также для уточнения всего, что было не понятно в ходе применения других методов.

Интервьюирование — это беседа, в ходе которой фиксируются ответы на заранее подготовленные вопросы. Анкетирование — это получение письменных ответов на вопросы у широких масс. Анкеты бывают открытого (включают в себя вопросы без готовых вариантов ответов) и закрытого (предполагают готовые варианты ответов на поставленные вопросы) типов. Три перечисленных метода представляют подгруппу опросных методов.

Метод тестирования представляет собой получение ответов на вопросы и задания с применением шкал значений. Не редко такой метод применяется для профориентации людей, диагностики успеваемости учеников и студентов, а также для выявления психологических особенностей тестируемого.

Метод изучения продуктов деятельности учащегося позволяет получить представление о его личностных особенностях, об уровне его развития, о его талантах и склонностях. Метод изучения педагогической документации (личных дел, протоколов собраний, классных журналов) позволяет наглядно продемонстрировать картину педагогического процесса. Особое место в практике педагогических исследований занимает эксперимент (т.е. опытное построение модели исследуемого явления в педагогике и влияние педагога-исследователя на созданную им ситуацию). Результаты педагогических исследований подвергаются анализу с помощью статистических (позволяют определить развивающиеся тенденции в изучаемом вопросе) и математических методов (ранжирование, шкалирование, регистрация).

Главным достоинством методов изучения педагогического опыта является получение реальной оценки картины, сложившейся в ходе эксперимента. Они делают ее более обоснованной и фундаментальной. Недостатком же данной группы методов является их возможная бессистемность, недостаточная оформленность в рамки педагогического осмысления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *