Органическая теория происхождения государства: что это, плюсы и минусы

Органическая теория происхождения государства

Понятие «органическая концепция» в современной науке относится к двум учениям из совершенно различных областей: химии и политологии. Первая теория говорит о свойствах органических соединений, вторая – о происхождении человеческой государственности. Авторы обоих систем (Александр Бутлеров и Герберт Спенсер соответственно) говорили о мало соотносящихся между собой вещах, но при этом использовали похожие логические принципы исследования.

Теории возникновения государственности

Органическая концепция происхождения государства появилась в политологии в 19 веке. Однако формирование понятийного аппарата концепции продолжалось довольно долгое время. Древнейшие предпосылки возникновения рассматриваемой теории возможно отыскать еще в трудах античных философов и других документах того времени. Суть органической концепции – уподобление государственного аппарата человеческому организму.

Вышеозначенную идею выдвигали несколько древнегреческих мыслителей. К примеру, ее элементы хорошо просматриваются в трудах Аристотеля. Его теория происхождения человеческого института государственности строится на константе неотделимости общества и государства. Аристотель утверждал, что эти два института человеческой цивилизации неотделимы друг от друга, потому как представляют собой единую целостную систему.

Таким образом, Аристотель констатировал факт безусловной социальности человеческих существ, которые априори не могут существовать изолированно от окружающей действительности.

Теория Спенсера

Центральной фигурой в деле формирования органической теории государственности в 19 веке был Герберт Спенсер. Означенный ученый явился основоположником современной трактовки органической концепции применительно к социологической области знаний. Британский деятель науки рассматривал государство прежде всего как качественно новую ступень формирования человеческого общества.

Герберт Спенсер
Герберт Спенсер

Обобщив идеи и концепции предшественников, мыслитель сформировал новую теорию. Ключевая мысль его концепции: государство подобно человеческому организму, состоящему из множества органов (муниципальные институт и подобные образования), которые, в свою очередь, делятся на клетки. В роли «клеток» выступали обыкновенные граждане, то есть люди.

Сформировав понятийный аппарат теории, Герберт Спенсер доказал вполне очевидный факт: институт государственности, однажды развившись, будет существовать до тех пор, пока живо человечество. Точнее, до той поры, пока человечество находится на достаточной для поддержания общественного строя ступени развития. А все почему? Потому что эти два явления неотделимы одно от другого и образуют единое целое.

Учитывая бурный рост человеческой популяции во времена Спенсера (который, кстати, не слишком снизился до сих пор) взаимосвязь общества и государства становится еще более важной: органы власти – единственное, что регулирует основные аспекты разного рода отношений внутри огромных размеров бурлящей массы индивидуумов.

А ведь у каждого человека – свои взгляды, свои моральные принципы (и далеко не всегда добрые и светлые). Таким образом становится очевидно, что исчезновение или даже значительное ослабление государственной власти быстро приведет к анархии и военным конфликтам. Какой из всего вышеизложенного можно сделать вывод? Бытие современного человека держится в равной степени на естественном и социальном аспектах.

Власть как организующая общество структура

К своей органической концепции Спенсер утверждает, что государственная власть довлеет над отдельными гражданами по такому же принципу, как целое господствует над своими составляющими. Это не отменяет комплекса обязательств власть предержащих перед простым народом, потом что для нормального функционирования организма все его клетки должны быть здоровы и, так сказать, довольны жизнью. А именно власть обязана обеспечивать в стане климат, располагающий к счастливой продуктивности всех ее граждан.

Если же власть «заболевает», это очень быстро отражается на всех его системах, а потом – и на гражданах. К примеру, коррумпированная власть «заражает» экономику, что не может не ухудшить жизнь простых людей. Стремительное падение уровня жизни делает обстановку в стране напряженной, а также провоцирует другие опасные для нормальной жизни явления.

Симбиоз общества и государства – единая система, все части которой тесно взаимосвязаны. Именно поэтому любые недостатки органов власти быстро и жестко отражаются на повседневной жизни простых граждан.

Государство как очередная ступень развития цивилизации

Органическая теория происхождения государства корнями уходит в эволюционное учение Чарльза Дарвина. Всем известно, что знаменитый английский мыслитель произвел сенсацию, обосновав тот факт, что все современные биологические виды сформировались в результате естественного отбора, то есть поступательного развития в процессе борьбы за выживание.

Самый известный тезис Дарвина гласит: человек разумный произошел от обезьяны. Приняв этот факт во внимание, сторонники органической теории происхождения государства задались вопросом о следующей ступени развития человека. Аргументированный ответ звучал так: развитие человеческой цивилизации привело к объединению масс людей в границах институтов государственности. В государстве-организме органы власти выполняют функции мозга, в то время как низшие классы обеспечивают нормальную жизнедеятельность системы в целом.

Выводы

Как и любая теория, органическая концепция государственности имеет свои плюсы и минусы. Плюсы вышеизложенной теории Спенсера и теорий других деятелей органической школы в том, что, являясь био-социальным организмом, человек не мог не распространить факторы биологической природы на процесс формирования государственности. Минусы рассматриваемой теории и подобных ей в том, что авторы распространяют все присущие эволюции биологические факторы на эволюцию социальную – а это две разных степени развития человечества, несмотря на их очевидную схожесть.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *