Система обучения Занкова: что это, плюсы и минусы

Система обучения Занкова

Школьное образование многими воспринимается как нечто традиционное, консервативное. Каждая реформа в этой системе вызывает множество споров. Но если бы педагогика, в частности ее дидактический раздел, не развивалась, то нынешняя жизнь была бы совершенно иной.

Еще два столетия назад половина учащихся испытывала трудности в овладении грамотой, а пятая часть детей вообще признавалась необучаемой из-за неудобного слогового метода. Разработка и применение звукового обучения чтению создала своеобразный рывок успеваемости и до сих пор стоит на вооружении в наших школах.

Но не только совершенствование методов заставляет образовательную систему меняться, коррективы вносит сама жизнь. За последний век распространение грамотности и создание новых технологий совершили настоящую информационную революцию. Появляются новые профессии, отмирают некоторые старые. Все труднее встретить человека, которому в течение жизни не пришлось бы менять род деятельности. Это обесценивает образование как просто набор сведений, усвоение которых закончилось вместе с получением диплома. Чтоб достичь определенных высот, нужно развивать способность решать нестандартные практические задачи, опираясь на логику и имеющиеся знания.

Для начала стоит сказать несколько слов о самом создателе системы. Леонид Владимирович Занков — выдающийся советский психолог и педагог, начавший свой трудовой путь в сельской школе и посвятивший всю жизнь работе с детьми. Большинство его работ связано с механикой памяти и психологией школьников.

Леонид Владимирович Занков

Разработанная им система направлена на общее развитие ребенка, его ума, воли и эмоциональной сферы. Большое значение отводится самостоятельной работе и вниманию к индивидуальным особенностям ученика. Для системы Занкова характерны высокий темп, рассмотрение объектов с нескольких сторон, что подразумевает междисциплинарность и формирование целостной картины мира, и активный диалог с учениками.

Достоинства

  • Каждый ребенок является отдельной личностью. Если в традиционной системе большая часть обучения представлена в виде потока информации, который нужно усвоить и воспроизвести детям, то у Занкова упор делается на сотрудничество учителя и ученика. Задача педагога состоит не в том, чтобы просто дать какие-то теоретические знания, а научить ребенка основам  анализа и синтеза информации. Это обстоятельство помогает в том числе и организовать индивидуальный подход к каждому ученику, не уравнивать всех до средней успеваемости, а тянуть слабых за сильными.
  • Система подразумевает уважительное отношение к ученику, отсутствие отметок за незнание и неумение в процессе обучения, дает ребенку возможность раскрыться и уверенно проявить себя в самостоятельной деятельности и коллективной работе.
  • Развивает творческие способности. Очень многое построено на наглядности. Кроме того, формирование эмоциональной и эстетической составляющих является неотъемлемой частью общей системы.
  • Большая часть коллективной работы построена на обсуждении, которое заслуживает любая тема во всех мелочах. Закладываются навыки логического диалога, формируется критическое мышление.
  • Учит ребенка мыслить логически, рассуждать и искать нестандартные решения. Не дается тема, просто состоящая из определенных фактов, а некоторая часть теории постигается учеником самостоятельно. Происходит это благодаря обучению в форме диалога, при котором объект рассматривается со всех сторон и задается вектор рассуждений, и множеству практических задач.

Недостатки

  • Высокий темп и уровень трудности подходит не для всех детей. У каждого ребенка есть индивидуальные особенности, и универсальной системы обучения абсолютно для всех нет. Некоторые школьники, не справившись с программой по Занкову, показывают неплохие результаты при обучении по традиционной системе.
  • Это же обстоятельство предполагает определенную подготовку ребенка к школе. В системе Занкова уделено внимание специальным программам для дошкольных учреждений. При этом основная система разрабатывалась только для начального этапа школьного обучения. Существуют учебники для отдельных дисциплин среднего звена, но законченного систематизированного комплекса все же нет. После окончания начальной школы ребенку неизбежно придется адаптироваться к другой программе.
  • Многие жалуются на скудную теоретическую часть. Действительно, по сравнению с традиционной системой, где львиная доля часов отдана на последовательное закрепление материала, у Занкова отведено много времени практическому применению знаний, причем это не просто решение по образцу, а подчас довольно сложные задания. Стремление задать высокую планку и научить продуктивному мышлению приводит к тому, что некоторые задачи способны поставить в тупик и родителей.
  • Высокие требования к педагогу. Полноценная работа системы возможна только при особом содействии в классе. Учитель должен, не теряя своей руководящей роли, увидеть в своих учениках не объект, а полноправный субъект обучения. Это предполагает взаимное уважение, отсутствие авторитарности и отказ от сравнительного оценивания между детьми — оценивать следует лишь развитие школьника, его собственные успехи, достигнутые на разных этапах.
  • Авторские образовательные системы — достаточно спорный вопрос. Нередко они на практике оказываются почти невыполнимыми или слишком специфичными. Система Занкова впервые нашла применение еще в советские годы и за 60 лет доказала свою эффективность настолько, что стала частью ФГОС Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *