Иридий — редкоземельный металл платиновой группы, входящий в число самых редких металлов на земле. В периодической системе Менделеева он имеет номер 77 с атомной массой 192.2, что делает его, по мнению ряда ученых, также самым тяжелым и плотным металлом. Иридий чрезвычайно тугоплавок (температура плавления 2466 °С) и устойчив к коррозии — именно благодаря этим свойствам иридий нашел применение в высокотехнологичных отраслях промышленности. В автомобильной промышленности, где технологии также не стоят на месте, иридий уже достаточно долгое время применяется для производства свечей зажигания с повышенными эксплуатационными характеристиками.
В чем же отличие иридиевых свечей от обычных?
Обычные свечи зажигания состоят из металлического контактного вывода, керамического изолятора, корпуса (так называемой «юбки»), уплотнительного кольца, центрального и бокового электродов. Центральный электрод изготавливается из сплава никеля и железа с добавлением хрома и меди. Боковой электрод изготавливается из легированной никелем и марганцем стали. Рабочий зазор между центральным и боковым электродом в норме составляет 0.8 мм.
Иридиевые свечи состоят из тех же частей, что и обычные, однако конструкция и материал электродов имеют существенные отличия. Так центральный электрод иридиевой свечи имеет форму иглы толщиной 0.4-0.6 мм, на конце которого расположена иридиевая напайка. Боковой электрод, как правило, имеет клиновидную форму, с платиновой напайкой и желобом с внутренней стороны. Зазор между электродами несколько больше, что обусловлено технологией, недоступной для обычных свечей.
Несомненно, иридиевые свечи — это высокотехнологичный продукт, имеющий массу преимуществ перед классическими никелевыми.
О каких преимуществах идет речь?
Производители заявляют, и их слова находят подтверждение в результатах стендовых испытаний, проводимых специалистами-практиками, следующие преимущества иридиевых свечей:
- Улучшенный холодный запуск. Благодаря почти вдвое более тонкому центральному электроду, напряжение образования искры требуется гораздо меньшее. Это обеспечивает образование качественной мощной искры, что особенно важно в условиях эксплуатации в северных регионах страны, где утренние температуры опускаются до -40°C и ниже. При запуске в таких условиях важно воспламенение топливовоздушной смеси именно в первые секунды, пока не произошла заливка свечей — иридиевые свечи прекрасно справляются с этой задачей.
- Стабильная работа двигателя на холостых оборотах. При работе двигателя на холостых оборотах обеспечивается лучшее воспламенение обедненной топливовоздушной смеси, что решает проблему «плавающих» оборотов, часто возникающей при использовании обычных свечей.
- Повышенный КПД двигателя. По некоторым данным, полученным опытным путем, использование иридиевых свечей способно дать прирост производительности двигателя на 5-10%.
- Снижение расхода топлива. Повышение КПД двигателя примерно в той же пропорции влечет снижение расхода топлива, что закономерно.
- Снижение токсичности выхлопных газов. Как говорилось выше, иридиевые свечи позволяют получить более мощную и качественную искру зажигания на всех режимах работы двигателя. При этом происходит более эффективное воспламенение и сгорание топливовоздушной смеси. Как результат — снижается содержание токсичных веществ и СО2 в выхлопных газах автомобиля.
- Повышенный ресурс. Поскольку центральный электрод свечи изготовлен из иридия, скорость выгорания электрода в процессе работы происходит крайне медленно. При правильной эксплуатации, отсутствии механических повреждений и при использовании качественного топлива, ресурс иридиевой свечи может составлять 100-120 тысяч километров. Производители, как правило, заявляют еще больший ресурс, однако российские практики рекомендуют производить замену не позднее 100-120 тысяч километров пробега. Это, несомненно, прекрасный показатель, поскольку ресурс обычных свечей, к примеру, составляет всего 20 тысяч километров.
- Экономическая целесообразность в отдельных случаях. На некоторых моделях V-образных двигателей доступ к свечам зажигания бывает крайне затруднен. Фактически, проведение такой простой процедуры, как замена свечей зажигания, невозможна без посещения станции технического обслуживания, а это дополнительные расходы, зачастую достаточно высокие. Установка свечей с повышенным ресурсом — это отличное решение указанной проблемы.
Вместе с явными преимуществами иридиевых свечей по ряду рабочих характеристик, есть у них и недостатки, список которых, впрочем, существенно меньше.
Итак, какие недостатки есть у иридиевых свечей?
- Высокая стоимость. Первый и главный недостаток иридиевых свечей — высокая цена. Если цена обычной свечи зажигания средней ценовой категории колеблется в пределах 150-250 рублей, то цена иридиевой начинается от 700 рублей. Таким образом, стоимость комплекта иридиевых свечей из 4-х штук обойдется в 4-5 раз дороже обычных.
- Подверженность механическим поломкам. В части износостойкости и рабочего ресурса, вопросов к иридиевым свечам не возникает. Однако они, так же как и обычные, в своей конструкции имеют керамический изолятор и уплотнительное кольцо — механическое повреждение этих элементов требует замены свечи, а это, как здесь уже упоминалось, удовольствие недешевое.
Так чем же руководствоваться при выборе идеальных свечей для своего авто?
Принимая решение о замене типа свечей важно помнить, что допускается переход с обычных никелевых свечей на более технологичные иридиевые, но никак не наоборот. С чем это связано? Это связано с характеристиками двигателя. Чем выше рабочая компрессия в камерах сгорания, тем выше вероятность того, что производителем будет предусмотрено использование иридиевых свечей в таком двигателе. Использование же обычных свечей в двигателях, где такие свечи не предусмотрены, приведет к неправильному воспламенению топливовоздушной смеси, возникновению детонации, выходу из строя катушек зажигания и многим другим проблемам, ведущим к неминуемой поломке двигателя и дорогостоящему ремонту.
Если принято решение перейти с обычных свечей, предусмотренных производителем вашего двигателя, на иридиевые, то проблем технического характера не возникнет. Казалось бы, здесь только одни плюсы. Однако если двигатель не отличается высокой степенью компрессии, мощности или просто относится к устаревшим моделям, то с высокой степенью вероятности использование иридиевых свечей повлияет лишь на холодный запуск и межсервисный интервал по их замене. Прирост остальных характеристик будет незаметен в силу объективных технических особенностей, нерешаемых одной лишь заменой свечей. В данном случае переплата нецелесообразна, однако принятие решения о замене свечей зажигания на иридиевые остается за автовладельцем.