В медицинских учреждениях активно внедряются электронные больничные листы. Пока они существуют как альтернатива бумажным вариантам. В 2019 году сотрудники вправе предоставлять работодателю как электронные, так и бумажные варианты. Оба листка имеют одинаковую юридическую силу. Электронный больничный лист – это такой же бюллетень о временной нетрудоспособности. Разница лишь в том, что оформляется он не на бумаге, а в электронном виде. Первоначально был внедрен в качестве пилотного проекта в части регионов РФ. Цель – объединение информации по листкам нетрудоспособности в единую базу и упростить взаимодействие различных структур.
В больнице и поликлинике пациент может сам выбрать необходимый для него формат больничного листа. Со временем выбирать будет нельзя – виртуальное оформление полностью сменит бумажное, любые больничные листы будут отправляться в ФСС по компьютерной программе. Такой подход снижает бумажный документооборот и делает обмен информации более прозрачным и оперативным. У работников исчезнет необходимость хранить документ и относить его в бухгалтерию по месту работы. Для работы с электронными больничными листками работодатель должен оформить личный кабинет на сайте ФСС, а также медицинская организация должна быть участником системы информационного обмена. Сведения, указанные в больничном листе, заверяются электронной подписью врача и больницы.
Плюсы использования электронных больничных листов
- Ускорение и уменьшение документооборота. Предприятиями нет необходимости хранить архив бумажных документов.
- Исключена вероятность подделки документа, так как он защищается электронными подписями и передается по защищенным каналам.
- Данные о пациенте вводятся в программу один раз, в дальнейшем нет необходимости повторного занесения, что освобождает время врача и пациента.
- Невозможно испортить или потерять больничный лист.
- Возможность оценивать продолжительность болезни.
- Все участники процесса, кто имеет доступ автоматизированной системе, могут отслеживать статус электронных больничных листов.
- При допущенной ошибки, ее легко исправить, нет необходимости получать дубликат.
- Контроль над выписанными больничными листами государственными органами.
- Снижение нагрузки на предприятия и сотрудников.
- Упрощается ведение бухгалтерской деятельности.
- Отсутствие риска заработать штраф от ФСС для компаний – невозможно принять к выплате документы, не соответствующий требованиям.
- Отсутствие необходимости работникам являться в больницу для закрытия больничного, в некоторых случаях можно связаться с врачом и сообщить о готовности выйти на работу. Экономия времени пациента и врача.
- Информация о заболеваниях и другие данные пациента недоступны третьим лицам, так как передаются напрямую от медицинской организации работодателю и ФСС.
- Установление четких сроков, когда работодатель должен рассчитаться с работником, выплату задержать будет невозможно.
- Возможность проследить исполнение оплаты больничного листа на сайте ФСС с помощью специального калькулятора.
Минусы использования электронных больничных листов
- Необходимо регистрировать личный кабинет на сайте ФСС и осваивать новые технические возможности.
- Необходимость получения цифровой подписи предприятиям-работодателям.
- Нагрузка на врачей и потраченное дополнительное время на оформление больничного листа.
- Необходимость обновления устаревших компьютеров, так как для работы с новыми программами требуются их современные версии.
- Необходимость получения цифровых подписей врачам и медицинским учреждениям, что повышает финансовые расходы.
- Обучение сотрудников медицинских учреждений, особенно лиц старшего поколения и пожилого возраста, работе с компьютером и новыми программами.
- Реорганизация структур и ведомств, ответственных за работу с электронными документами и листками нетрудоспособности.
- Возможны частые сбои в технических системах, особенно на этапе внедрения новых программ.
- Невозможность выдачи электронного больничного листа при визите врача на дом к пациенту.
- Необходимость предоставлять ФСС банковские данные сотрудника.
- Риск человеческих ошибок при оформлении электронных документов, из-за чего могут возникнуть переплаты или недоплаты по взносам в ФСС.
- Ни у одной из сторон – медицинского учреждения, работодателя или сотрудника – не остается бумажного подтверждения болезни работника, что может стать причиной споров.
- Вероятность некомпетентности сотрудников при использовании программного обеспечения.
Выводы
Закон не обязывает сотрудников использовать только электронный вариант, им дано право самостоятельно выбрать формат. При этом работодателям необходимо издать внутренний приказ о введении электронных больничных листов. В обратном случае, если работодатель отказывает от применения электронной версии, необходимо предупредить сотрудников, чтобы приносили только бумажные варианты.
Электронный больничный лист ничем не отличается от бумажного аналога. Его цель все та же – подтвердить болезнь или временную нетрудоспособность человека его работодатель, и предоставить возможность компенсировать утраченную зарплату. Отличие лишь в способе выполнения – теперь врачам не требуется заполнять бумажные больничные листы, и это время он может уделить пациенту и его состоянию здоровья. Вся информация вносится в единую базу или медицинскую карту в компьютере, при закрытии больничного листа требуется только внести даты и подписать электронной подписью.