Официальное название ВАЗ-2108 «Спутник». На экспорт поставлялся под названием «Самара», которое, в дальнейшем, стало присваиваться всем моделям серии.
Первый советский автомобиль с передним приводом и кузовом «хетчбэк».
Оснащался:
- Кузовом типа «хетчбэк» с двумя передними дверями и одной задней которая, одновременно, являлась крышкой багажника.
- Двигателями поперечного расположения.
- Механической коробкой с 4 или 5 передачами.
- Передней не зависимой подвеской типа Макферсон.
- Карбюратором фирмы «Solex» — одним из самых лучших в то время.
- Задней балкой компании «Volkswagen».
- Удобными передними и задними раскладывающимися сиденьями.
- Простой и вместе с тем информативной панелью приборов.
Лицензии и технологическое оборудование, приобретённые Тольяттинским автозаводом у западных компаний, а также собственные идеи конструкторов позволили наладить производство комплектующих для Ваз-2108 который стал настоящим лидером советских автомобилей малого класса.
Обзор выпущенных моделей
- ВАЗ-2108— первая модель «восьмёрки» выпускалась с карбюраторным двигателем.
- ВАЗ-21081— мотор объёмом 1,1 литра (была выпущена небольшой партией).
- ВАЗ-21083— объём 1,5 литра и 5-ступенчатая КПП. Наряду с первой, моделью, самая популярная среди автолюбителей.
- ВАЗ-21083-20— имеет инжекторный двигатель объёмом 1,5 литра и 5-ступенчатой КПП.
Эти машины оказались самыми востребованными на территории бывшего СССР.
Существуют и другие модификации «восьмёрки», насчитывающие порой всего несколько автомобилей, которые были сконструированы для авто спорта, изготовлены в экспортных вариантах или как экспериментальные.
Многие модели, продававшиеся за рубеж, впоследствии переделывались европейскими компаниями в соответствии со спросом на ту или иную комплектацию.
За что полюбили «восьмёрку» — основные плюсы
- Надёжный, за счёт всего 3-х дверей, получивший в народе название «зубило» кузов, придаёт автомобилю запоминающийся спортивный вид.
- При сложенных задних сиденьях в салоне много места для габаритного груза, либо отдыха 2-х человек.
- Передние сиденья удобные, регулируемые, позволяющие комфортно чувствовать себя даже в поездках на дальние расстояния.
- Отсутствие задних боковых дверей позволяет перевозить детей, не опасаясь за их безопасность.
- На моделях с низкой передней панелью тепло даже в сильные морозы благодаря продуманной системе воздуховодов.
- Простая и информативная панель приборов, доступные органы управления.
- Двигатель объёмом 1,5 литра очень мощный для лёгкого кузова автомобиля. Позволяет быстро разгонять машину до 100км/ч.
- Достаточно разумный, в пределах 7-8 литров на 100 км пробега, средний расход бензина.
- Продуманная топливная система – на первых моделях карбюраторная с механическим, на последующих – инжекторная с электрическим бензонасосом.
- Подшипники, передней и задней ступиц, 2-х рядные, шариковые, не регулируемые (служат дольше, чем конические подшипники, применявшиеся на вазовской «классике»).
- Автомобиль очень прост в обслуживании, позволяет проводить ремонт собственными силами.
- Машина очень дёшево стоит, в пределах 30-120 тыс. рублей, что позволяет приобретать её людям с небольшим бюджетом, либо в качестве «первой» начинающим автолюбителям.
Не всё так гладко – основные минусы автомобиля
- Низкое качество антикоррозийной обработки.
- Слабая шумоизоляция.
- Быстро выходит из строя замок задней двери, которая начинает вибрировать, разбивая петли закреплённые на заднем краю крыши, а это приводит к появлению трещин и соответственно, дорогостоящему кузовному ремонту.
- Большие передние двери при слабых петлях, что приводит к провисанию дверей.
- Отсутствие таких нужных опций как усилитель руля и кондиционер.
- Быстро выходящие из строя, за счёт окисления, монтажные платы задних световых приборов.
- Выполненные из хрупкого металла кронштейны рычагов передней подвески требуют постоянного контроля и замены в случае образования трещин. Разрушение хотя бы одного из кронштейнов в следствии резкого удара во время движения автомобиля приводит к потере управляемости и аварии.
- Устанавливаемая на первых моделях 4-х ступенчатая коробка передач не позволяет полностью использовать возможности двигателя.
- Главная передача имеет существенный недостаток – при резких ускорениях на поворотах ломается «палец» сателлитов.
- На ведомом диске сцепления случатся поломки демпферных пружин.
Что можно улучшить?
К числу наиболее востребованных доработок следует отнести:
- Установку тюнинговых задних фонарей.
- Замену штатных масляных передних стоек на газо-масляные и газовые.
- Увеличение клиренса за счёт проставок под передние и задние стойки.
- Переделку штатной передней подвески на так называемую «спортивную».
- Установку шестерен главной передачи от более поздних моделей (Лада-Приора).
- Дополнительную шумоизоляцию.
- Доработку освещения салона.
- Установку дополнительных органов управления и сигнализации (электростеклоподъёмников, бортового компьютера, парктроников и т.п.).
- Установку легко сплавных литых дисков колёс взамен заводских штампованных.
- Установку шин известных зарубежных производителей.
Заключение
У каждого автомобиля есть противники и сторонники, однако старая, добрая «восьмёрка» и сегодня пользуется популярностью у автолюбителей, которые, зная её плюсы и минусы, всё же считают автомобиль достойным своего внимания.