Экономическая деятельность страны немыслима без крупного предпринимательства. Категория крупного бизнеса включает предприятия, действующие в масштабах страны. Продукция таких фирм пользуется стабильным спросом у потребителей. Самыми распространенными сферами деятельности масштабной коммерции является производство продуктов питания, бытовой техники и автомобилей.
Процессы, происходящие в крупной коммерции, влекут за собой изменение экономической ситуации в целом и в конкретной сфере производства в частности. Фирмы-великаны объединяют в себе основные финансовые потоки страны.
Сегодня в России сфера глобальной коммерции представлена 3 основными формами:
- Самостоятельное предприятие. Это компания с единой производственной структурой. Даже если руководство фирмой осуществляют несколько юридических лиц, она все равно является неделимым хозяйственным объектом.
- Группа предприятий с общей сферой деятельности. Особенность этой формы в том, что сфера и цели деятельности у этих компаний схожи, однако каждая из них при этом является самостоятельным объектом экономической деятельности и может выступать в качестве юридического лица. Как правило, координирует деятельность сети единый управленческий отдел.
- Интегрированная бизнес-группа. Эта форма образуется в результате слияния нескольких фирм в крупное производство. При этом сферы экономической деятельности каждого участника интегрированной бизнес-группы могут быть различны. Фирмы-интегранты функционируют независимо друг от друга, но при этом собственник у этих фирм единый.
Главной особенностью предпринимательства в масштабах страны является то, что эта сфера экономической деятельности постоянно расширяется. Так, появляется возможность апробации новых технологий производства, ведения инновационной деятельности, которая повышает конкурентоспособность фирмы.
Плюсы крупного бизнеса
Бизнес в масштабах страны имеет ряд преимуществ:
- Масштабы производства в данном виде предпринимательства огромны. Фирмам-гигантам удается удерживать этот показатель на высоком уровне за счет снижения издержек на единицу продукции. Для этого устаревшее оборудование незамедлительно меняют или перераспределяют ресурсы производства. Это позволяет получать больше прибыли.
- Выгодность капиталовложений.
- Компании-великаны обладают высокой конкурентоспособностью и мобильностью.
- Как правило, предприятия масштабной коммерции имеют представительства и филиалы в разных городах, штат сотрудников фирмы-гиганта исчисляется тысячами. Это повышает престиж компании.
- Благодаря стабильно высокому доходу, владельцы данной формы бизнеса могут позволить себе рекламировать свою продукцию на популярных телевизионных каналах.
- Масштабный бизнес способен оказывать существенное влияние на экономическое состояние не только отдельного региона, но и целой страны благодаря своей высокой эффективности.
- В России фирмы-гиганты являются основными налогоплательщиками. Они обеспечивают стабильность экономической системы.
- Особенностью крупного бизнеса в России является то, что именно через эту сферу осуществляется внедрение новых технологий производства.
Минусы крупного бизнеса
К существенным недостаткам предпринимательства в масштабах страны можно отнести следующие его особенности:
- Одним из самых главных препятствий в развитии такой коммерции является отсутствие у предпринимателя достаточного стартового капитала. Крупный бизнес на первоначальном этапе становления в любой отрасли экономической деятельности требует серьезных финансовых вложений. Кроме того, в ходе развития ведения деятельности в масштабах страны могут возникнуть непредвиденные расходы, особенно в период кризиса в стране.
- Престиж компании в глазах потребителей повышается, если ее продукция сертифицирована. Однако получение патентов и лицензий часто связано с определенными трудностями и проверками продукции на соответствие международным стандартам качества.
- В случае брака в продукции уровень доверия к производителю резко снижается. В этом случае компания рискует потерпеть банкротство: высококвалифицированные специалисты увольняются, а банки отказывают в выдаче предприятию кредита.
- В крупной торговле велика вероятность нехватки оборотных денежных средств.
- Хозяйственные отношения в предприятиях-великанах четко локализованы. Горизонтальные экономические связи возможны только в пределах компании.
- С точки зрения управления, крупная коммерция куда сложнее, чем средний и мелкий бизнес. Часто взаимодействие между структурными подразделениями предприятия затруднено – экономическая гибкость в этом случае низкая. Контроль выполнения поручений и делегирование полномочий в крупном бизнесе осложняется. Кроме того, отдельные структурные подразделения предприятия могут преследовать собственные цели, не соответствующие концепции фирмы.
- Излишняя концентрация экономической деятельности.
- В условиях сегодняшней российской действительности ключевая роль в развитии экономики принадлежит все же малому бизнесу. Крупные формы бизнеса, по сути, помогают переправлять денежные средства в казну государства, не занимаясь производством чего-либо.
Рекомендации предпринимателям по развитию крупного бизнеса
Несмотря на видимые преимущества глобальной торговли, ее развитие в России идет медленно. Предпринимателям свойственен индивидуализм: каждый хочет превратить свое предприятие в гиганта собственными силами, а это подчас очень сложно. Более выгодный путь для перерастания средних и малых форм бизнеса в масштабное производство – объединение мелких предприятий в одну сеть. Кроме того, в погоне за прибылью, руководители мало внимания уделяют стратегическому долговременному планированию.
Таким образом, при грамотном планировании, отказе от индивидуализма, стремлении установить деловые отношения с фирмами-партнерами у каждого предприятия есть возможность достичь успеха в крупном бизнесе. Фирмы-гиганты не только приносят прибыль своему руководству, но и оптимизируют экономическую обстановку в стране.