«Евангелион» – популярное аниме, а вместе с тем весьма спорное произведение искусства. Если сейчас под словом «Гений» подразумевают Хидэо Кодзиму, то раньше «Гением» считался Хидэаки Анно, создатель этого нашумевшего тайтла. Ныне же «гениальность» как самого Анно, так и его детища – «Евангелиона», — ставится многими анимешниками «новой волны» под сомнение, поэтому вопрос, а стоит ли вообще тратить свое время на Еву, актуален, как никогда.
«Евангелион» представляет собой аниме-смешение жанров: в нем есть и меха-бои, и глубокая психологическая драма, и юмористические зарисовки, которые зачастую присущи даже больше слайсерам. Сюжет поначалу кажется тривиальным: главный герой, Синдзи, прибывает в город, где знакомится с новыми одноклассниками и начинает пилотировать Еву – огромного человекоподобного робота, — чтобы спасать людей от нашествия монстров — Ангелов. Вместе с этим он вынужден взаимодействовать с отцом, который его не любит, что толкает Синдзи в пучину психологических проблем. Во второй части сериала раскрывается характер Синдзи, и это отличает «Евангелион» от стандартных меха-аниме.
Несмотря на то, что в свое время тайтл стал прорывным и создал вокруг себя целый культ, сейчас анимешники часто смотрят на него скептически. Речь, конечно, о «новичках»: анимешники старой школы признают авторитет шедевра Анно над прочими тайтлами. Но насколько актуально сейчас данное аниме и стоит ли его смотреть – каждый решает сам, так что стоит разобрать как его плюсы, так и его минусы.
Плюсы аниме «Евангелион»
- Архетипичность. В свое время «Евангелион» произвел революцию, показав зрителям Аску, ставшую эталонной цундере, и Рей, ставшую эталонной кудере. Именно Ева популяризировала эти типажи персонажей, и тайтл может быть интересен именно с точки зрения истории развития аниме-индустрии.
- Графика. «Евангелион» в свое время рисовался вручную, но мог похвастаться по-настоящему хорошей картинкой и анимацией боев (по сравнению с другими тайтлами, выходившими в то время). Несмотря на то, что ручная 2D-анимация сейчас считается устаревшей и находится не в большом почете у анимешников новой волны, находятся ценители, которым подобное придется по душе.
- Глубокое психологическое погружение. Психоанализ и подробное изучение внутреннего мира как Синдзи, так и его подруг – Аски и Рей (в меньшей, правда, степени), — выгодно выделяет Еву среди таких же меха.
- Уникальное музыкальное сопровождение. Музыка в «Евангелионе» настолько хороша, что консерватории устраивают целые вечера, посвященные чисто данному аниме.
- Мемы. Современная аниме-культура построена на мемах если не целиком, то значительной своей частью. Понимать же классическое «Синдзи, лезь в гребаного робота!» без просмотра «Евангелиона» трудновато. Учитывая возраст аниме и его культовость, потенциальная его меметичность бесконечна.
Минусы аниме «Евангелион»
- Рохля-герой. Синдзи – не просто Обыкновенный Японский Школьник, он – ноющий и раздражающий Обыкновенный Японский Школьник. Кроме того, именно Синдзи дал дорогу и зеленый свет аналогичным рохлям и унылым скучным слабым мальчикам на главные роли в сененах. Первую половину сериала сложно смотреть из-за постоянной слабости – духовной и физической – Синдзи. Для некоторых зрителей главный герой становится основной причиной бросить просмотр – данный факт говорит явно не в пользу сериала.
- Шаблонность. В плюсах этого аниме уже писалось, что «Евангелион» создал архетипы цундере и кудере. Но, несмотря на то, что Ева создала шаблон, менее шаблонными в нынешнее время Аска и Рей не кажутся. Да, они были первопроходицами архетипов, но человек, смотревший до того тонну гаремников, устанет от их сюжетных линий и поведения в два счета.
- Отсутствие концовки. Из-за недостатка финансирования студия «Гайнакс» дорисовывала последние серии «Евангелиона» буквально на коленке, чуть ли не на салфетках. Последние две серии представляют собой не логичное завершение сюжета, а поток мыслей Синдзи, который пытается «принять себя». Для получения общей картины происходящего зрителю необходимо потратить время на полнометражку «Конец Евангелиона», которая тоже не без греха: так, в ней присутствует излишняя откровенность, а сцена мастурбации Синдзи на коматозную Аску стала не только мемом, но и поводом для многих проклясть всю франшизу.
- Синдром поиска глубинного смысла. Фанаты «Евангелиона» — страшные люди, которые готовы искать символичность даже там, где ее нет. Хуже всего то, что без фанатских объяснений и теорий истинный смысл аниме, да и саму концовку, понять практически невозможно. Поэтому утверждения Хидэаки Анно о том, что «христианская символика была использована в аниме для создания флера таинственности» не помогают делу.
- Войны «Аска против Рей». Вайфу – это святое, конечно, но в своем противостоянии фанаты Аски и Рей раздражают почти так же сильно, как фанаты Йеннифер и Трисс.
- Психологически жестокие сцены. Данный минус нельзя считать полноценным, поскольку и на такое зрелище найдутся ценители. Тем не менее, «детский» рейтинг сериала очень легко перешагивается сценаристами, когда им нужно по сюжету помучить Синдзи. Далеко не всем приятно на такое смотреть.
Заключение
«Евангелион» — это весьма интересный эксперимент, который принес студии «Гайнакс» небывалую прибыль. Франшиза растет, и на данный момент к выходу готовится четвертая полнометражка серии «Ребилд Евангелиона», которая отличается как невероятно хорошей графикой, так и не слишком хорошим сюжетом, но в любом случае знатно завлекает зрителя экшеном. В преддверии выхода «Ребилда» ознакомиться с классикой – сериалом 1996 года, — все же стоит, однако, зритель должен отдавать себе отчет, что аниме это не новое. Когда-то оно было прорывным, но его столько раз копировали, что «Евангелион» стал похож на все и сразу. Поэтому стоит давать тайтлу поблажку на возраст, и в таком случае им точно удастся насладиться. Разве что с фанатами связываться не стоит, поскольку они известны среди анимешников своей не слишком сильной адекватностью.