В отличие от Нового, Ветхий завет, это священная книга для двух мировых религий – иудаизма и христианства. Хотя, христиане приняли еврейскую Тору далеко не сразу, случилось это уже после того, как на Никейском соборе в 325 году было утверждено, какие Евангелия должны быть включены в Библию (Новый завет). Тогда же греческие теологи привели первые доказательства, что Ветхий завет, хотя и не имеет чёткой хронологической последовательности событий, но события, описанные в нём, имеют историческое основание, пусть и искажённое. Окончательно это было доказано лишь в XIX веке, на примере того, что сказания о Всемирном (Великом) потопе содержатся в священных текстах всех мировых культур.
Краткий обзор Ветхозаветной истории
Разумеется, далеко не все события, описанные в Ветхом завете, можно отнести к исторически достоверным. К примеру, этого нельзя сказать о главах с 1-й по 6-ю Первой книги Бытие, где описано сотворение мира и первого человека, история грехопадения и изгнание из Рая. Но стоит отметить, что историки и исследователи Библии, в XIX-XX вв. и в этом пытались найти рациональное зерно и установить местоположение Земного Рая. В результате большинство их сошлось на мнении, что находился он в доисторической Месопотамии, на территории современного Ирака. Было установлено, что ещё 15-12 тысяч лет назад, места, где сейчас простирается пустыня, были сплошным садом. Но Эдемским ли?
Исторически достоверные Ветхозаветные события, начинаются с главы 7 Первой книги Бытие, рассказывающей о Всемирном потопе. В том, что в древности вселенский катаклизм имел место, теперь уже никто не сомневается. Это событие описывают как шумерские тексты, так и кодексы майя и других мезоамериканских культур, только персонажи в них разные. Но главное, это центральный сюжет, доказывающий, что катастрофическое поднятие вод мирового океана, покрывших огромные площади суши, не выдумка. Только установить точную датировку, когда это случилось достаточно сложно, а вот в случае с событиями уже после потопа, картинка представляется ясной, благодаря упоминанию реальных исторических личностей.
Основные события Ветхозаветной истории
- 2262 г. до н. э. – Всемирный потоп. Согласно Ветхому завету, Бог ниспослал его, чтобы уничтожить весь род человеческий, за великое развращение, сохранив только праведников. Датировка потопа взята из Септуагинты (Перевод семидесяти толковников), написанной примерно в 300 г. н. э. В свою очередь, она основывается на поэме о Гильгамеше, задокументированной на глиняных табличках, найденных в Ниневии, составлявших библиотеку Ашшурбанипала. В них события потопа описаны достаточно подробно, и фактически повторяют Ветхозаветную историю.
- 1764 г. до н. э. – Вавилонское столпотворение. Эта история относится к главе 11 Первой книги Бытие, в ней говорится о том, что сошлись все люди в одном месте и вознамерились выстроить башню до самого неба. Чтобы помешать им, Бог смешал их языки, в результате чего люди перестали понимать друг друга, а башня осталась недостроенной. Здесь прослеживается связь с историческим архитектурным объектом – зиккуратом Этеменанки, находившемся в Вавилоне. Он достигал 91 м в высоту, и был построен (но не завершён) в правление царя Хаммурапи.
- 1675 г. до н. э. – Жертвоприношение Исаака. Согласно Ветхозаветной истории, Бог повелел Исааку принести ему в жертву сына, на вершине горы, в земле Мория, чему он не стал перечить, хоть и сильно опечалился. В отличие от других историй, эта не имеет исторической подоплеки, но она имеет огромное символическое значение. Исаак, один из 3-х прародителей еврейского народа, земля Мория ассоциируется в толковании с Храмовой горой в Иерусалиме, а готовность Исаака пожертвовать любимым сыном, отражает стойкость и верность евреев в служении Богу.
- 1650 г. до н. э. – Переселение Иакова в Египет. В Ветхозаветной истории сказано, что в Египет Иакова продали его братья. Но раб снискал доверие фараона и занял высокое положение, после чего вернулся на родину в возрасте 90 лет, и забрал с собой в землю Гешем (Египет) 70 представителей своего рода. История переселения предков евреев в долину Нила в описываемое время, это исторический факт, отмеченный в многочисленных письменных источниках, начиная от талмудической литературы, заканчивая исламской. Где, кстати, фигурирует имя Якуб.
- 1637 г до н. э. – Переселение Авраама в Ханаан. По мнению ряда современных исследователей, эта Ветхозаветная история, отражает миграцию племён амореев из Верхней Месопотамии на территорию Палестины, лежащую к юго-востоку от Мёртвого моря. Основано это на том, что имена родственников, переселившихся с Авраамом в эту местность, взяты с названия здешних городов – Терах, Нахор, Серух и прочие. Правда официальная датировка переселения неверна, миграция амореев происходила на протяжении XIX-XVIII вв. до н. э.
- 1627 г. до н. э. – Уничтожение Содома и Гоморры. По Ветхому завету, жители этих городов впали в крайнюю греховность, за что и были уничтожены Богом в одну ночь. Содом был стёрт с лица земли огненным смерчем, а Гоморра погрузилась в воды Мёртвого моря. Несколько археологических экспедиций, работавших в ХХ веке, в месте указанном в Ветхом завете, открыли руины неизвестных ранее древних городов. Один из них находится недалеко от легковоспламеняющихся битумных озёр, а второй покоится на дне Мёртвого моря.
- 1627 г. до н. э. – Превращение жены Лота в соляной столб. Это продолжение истории об уничтожении Содома и Гоморры, когда Бог предупредил Лота, чтобы тот с женой и дочерями уходил из Содома и не смел оборачиваться назад. Жена Лота не послушалась и обернулась в том момент, когда город накрыл огненный смерч, сразу превратившись в соляной столб. Таких столбов множество на юго-западном берегу Мёртвого моря, некоторые очень напоминают человеческие фигуры. К ним приправили мораль – наказание ждёт всякого, кто ослушается Бога.
- 1522 г. до н. э. – Обращение евреев в рабство египтянами. События, записанные в Ветхом завете, полностью повторяют исторические. Переселение происходило в то время, когда в Египте правили гиксосы – кочевое племя, завоевавшее страну. Фараон Апапи II благосклонно относился к инородцам-переселенцам, на новом месте он выделил евреям лучшие земли. Когда гиксосов изгнали в 1580 г. до н. э. в Египте утвердилась XVIII династия, нетерпимая ко всему чужеродному. Фараон Яхмос I начал с притеснений евреев, а Аменхотеп I закончил обращением их в рабство.
- 1314 г. до н. э. – Десять казней египетских. По утверждению Ветхого завета, за отказ фараона отпустить с миром евреев, Бог наслал невиданные бедствия. Сначала воды Нила превратились в кровь, потом началось нашествие жаб, мошек и мух, мор скота, тела египтян покрылись язвами и нарывами, саранча уничтожила урожай, страну окутала тьма, и умерли все первенцы. Отрывочные сведения об этих событиях встречаются в египетских папирусах, правда, происходили они в разное время, и всем им сейчас находится логическое объяснение.
- 1312 г. до н. э. – Исход евреев из Египта. Согласно Ветхозаветной истории, увёл свой народ из плена египетского Авраам, после того как Бог наслал на страну страшные бедствия. После этого евреи перешли на Синайский полуостров по дну Красного моря и 40 лет блуждали по пустыне. Это событие так же имеет историческую почву, но в ней много путаницы. По Ветхому завету, плен египетский продолжался 430, по историческим свидетельствам 210 лет. Но это не соответствует действительности, потому что происходило это при Рамсесе II, а он стал фараоном в 1290 г. до н. э.
- 1272 г. до н. э. – Завоевание евреями страны Ханаан. По Ветхому завету, сам Бог даровал евреям все сокровища и земли Ханаана, с тем, чтобы они истребили живущие на них народы ханаанеев. Обоснование этого события очень сомнительно, и больше похоже на оправдание злодеяний, происходивших в действительности. Евреи во главе с Иисусом Навином на самом деле захватывали ханаанейские города, грабили их и поголовно убивали население. Но опять же, официальная датировка неверна, эти события относятся к периоду с 1250 до 1145 гг. до н. э.
- 1265 г. до н. э. – Падение стен Иерихона. В Ветхозаветной истории говорится, что на 7-й год после вторжения в Ханаан, евреи подошли к Иерихону, но он имел мощную крепостную стену. Тогда Бог велел им обходить город вокруг и трубить, от чего стены рухнули на 8 день, Иерихон был захвачен, а все его жители истреблены. По свидетельствам археологов, город действительно был разрушен в промежутке времени, между 1250 и 1200 гг. до н. э. и сохранил чёткие следы массового убийства местного населения, после чего надолго был заброшен.
Все Ветхозаветные истории, не имеющие исторических параллелей, к слову, таких не так и много, в достатке имеют глубинный смысл. Но часто они нелогичны, сознательно уводят в сторону от исторической достоверности и полны противоречий. Чего только стоит история с одолженными у египтян дорогими одеждами и драгоценными украшениями, накануне исхода. С одной стороны, евреи их попросту украли, и на это их надоумил сам Бог. А с другой, как могли одалживать это, ненавидевшие и презиравшие евреев египтяне, бесправному и униженному народу? Что-то в этом не вяжется! Или как мог тот же Бог призывать «избранный» истреблять прочие народы, а других жестоко наказывать и за меньшие грехи? Во все века, и все народы, прикрываясь именем Бога, совершали страшные злодеяния, и оправдывали их волей Его. И Ветхий завет не исключение.