Вид в небе полета самолетов, завораживает наблюдателей. Человеку, далекому от сложных формул и сил, толкающих в воздухе многотонную машину с огромной скоростью, не всегда понятны тонкости аэродинамики, физические процессы. Воздушные транспортные средства стали называть «реактивными» из-за турбореактивного двигателя (ТРД), который создали инженеры после войны. Простых людей интересует, есть ли в них недостатки и, какими плюсами наделены мощные моторы.
Краткий принцип работы реактивных движков
Экстремальные условия военного времени показали, что самолетам не хватает скорости, маневренности. Было много проблем с мощностью двигателей. Конструкторы мирного периода, принялись модернизировать в первую очередь силовой агрегат. Они поняли, что без хороших движков не осуществить мечту человечества – покорение космоса.
Скорость механическому телу придает смесь, когда она попадает в специальную камеру, сжигается. В результате сгорания образуются газы, давление выталкивает их наружу, выход происходит через круглый с поперечным сечением канал – сопло. Здесь и создается огромная сила, которая толкает двигатель с самолетом или ракетой в противоположном направлении от газовых выхлопов. Наглядным примером служит обычный воздушный шар. Если его отпустить надутый, но не завязанный, за счет вылетающего воздуха он начинает быстро двигаться. Инженеры придумали как управлять такими движениями.
Принцип работы движков в ракетах и самолетах один, они должны снабжаться кислородом, за счет которого топливо сжигается. В первом случае воздушные корабли в полет отправляются, имея в запасе химический элемент, во втором – поглощают из атмосферы. В компрессоре воздух сжимается и попадает в камеру сгорания.
Когда газ проходит через турбины, которые закреплены в конце сопла, они начинают вращаться. Специальные приспособления придают направление для перехода на следующую ступень и ускорения круговых движений. Газом, освобожденным из канала, создается реактивная сила. В самолетах для работы движка достаточно топлива, реактора и сопла. В ракетах турбины состоят из нескольких ступеней с лопатками, прикрепленными к общему валу, направляющими продукт сгорания.
Какими достоинствами наделены турбореактивные двигатели
Активно развиваются технологии, появляются новые разработки, но двигатели с силой тяги, где горючее, сгорая преобразует внутреннюю энергию в кинетическую, остаются в производстве из-за множества положительных качеств. На этом принципе созданы более совершенные модели, они по-прежнему действуют в соответствии с законом сохранения импульсов. К достоинствам турбореактивных силовых агрегатов относятся:
- Простая конструктивная структура. Где основной составной частью служит реактор, здесь происходит сгорание топлива, создается высокая тепловая энергия, с её помощью передается аппарату реактивная тяга.
- Мало подвижных элементов. Усиливается функциональность дополнительными механизмами, они принудительно нагнетают воздух в простую по конструкции камеру сгорания. В состав воздухосборника входит, крутящийся винт и лопасти.
- Большая мощность. Удельным импульсом характеризуется уровень ускорения, передаваемого воздушным кораблям для развития скорости.
- Высокий КПД. Этот показатель намного выше по сравнению с другими моделями двигателей.
- Тягой можно управлять во время космического полета. Изменяя расход горючего, пилот снижает или увеличивает скорость, маневрирует, отключает или запускает силовой агрегат в автономном режиме, без взаимодействия с другими механизмами.
- Работа осуществляется в условиях низкого воздушного давления, а в безвоздушном пространстве без него, что является первой необходимостью для ракет.
Турбореактивные двигатели отлично зарекомендовали себя в самых трудных ситуациях.
С какими недостатками ведут борьбу конструкторы
Нет механизмов, совершенных во всем. Возможно, это является причиной, почему человек до сих пор не посетил соседние планеты. Древние ученые мечтали о создании вечного двигателя, современные конструкторы пытаются избавить силовые агрегаты от недостатков. К ним принадлежат:
- Шумы, переносимые с трудом человеческим ухом. Когда реактивный самолет взлетает, то создается грохот, приравненный к 120 дБ. Возле космических аппаратов не стоят даже испытатели, чтобы не подвергать организм контузии. Инженеры работают, но пока безуспешно над подобной проблемой.
- Расход горючего. Двигатели много потребляют топлива. Для вывода ракеты на орбиту массой 4000 тонн, необходимо установить не меньше 5 силовых агрегатов. Они создают скорость приблизительно 4 км/сек. Газов за один момент выходит около 10 т. Мгновенно сгорает по цистерне ракетного топлива.
- Ограничение ресурсов. Во время полета ракет, какой бы вид горючего не использовался, каждое выделяет определенный уровень энергии. Но его мало, чтобы покорять Галактику. Сейчас ведутся ядерные разработки, ученые мечтают с помощью этого перспективного направления, открыть туристические путешествия между планетами.
- Быстрый расход топлива. На длительные полеты необходим большой запас энергоносителей. Горючее весит больше чем сами самолеты или космические корабли.
- Летательные аппараты огромные по размерам и массе.
Если конструкторы смогли придумать аппарат, чтобы доставить астронавтов на Луну, возможно, скоро появится движок настолько мощный и компактный, который позволит посетить Марс.
Заключение
Турбореактивные двигатели используют не только в ракетах и самолетах. Развитие технологий не знает границ, движки такого типа стали внедрять в область:
- Автомобилестроения.
- Железнодорожного транспорта.
Силовые агрегаты с успехом зарекомендовали себя на ледоколах и гоночных болидах. Многое, что казалось фантастикой в прошлом веке, стало сейчас реальностью и обыденным явлением. Пока что, имеющиеся в наличии моторы, заставляют летать самолеты быстро и высоко. А сила тяги реактивных движков не зависит от точек опор, среды и иных тел.
Возможно, мечты нашего великого конструктора С. Королева исполнят его последователи. Ученые откроют новый вид топлива, разработают к нему двигатель, который сможет доставить путешественников на просторы Галактики, и вернуть их на Землю.