Качество звучания музыки зависит от правильного выбора всех составляющих аудиосистемы, в том числе и от типа оформления корпуса для сабвуфера. Закрытый ящик и фазоинвертор — две наиболее распространенные разновидности акустических коробов. Закрытый тип был изобретен раньше. Он прост по конструкции, но не уступает по количеству плюсов.
Закрытый ящик
Закрытый ящик, или ЗЯ — это простейший тип акустического короба для сабвуфера. Он является одной из важных компонентов аудиосистемы и влияет на качество воспроизводимого звука в диапазоне низких частот.
ЗЯ представляет собой герметичный короб. Чем лучше герметичность корпуса, тем выше показатель КПД и качественнее звук. Важное условие при сборке — отсутствие вибраций. Стенки корпуса можно изготовить из фанеры или МДФ. Материал должен быть толстым, толщиной не менее 18 мм. Тонкостенные ящики обычно вибрируют и гремят, распространяя ненужные звуковые волны, и ухудшают качество звучания баса. Задняя стенка бывает скошенной, что позволяет добиться правильного отражения и рассеивания волн.
Чтобы смягчить звучание сабвуфера, можно заполнить свободное пространство в закрытом ящике наполнителем: ватой, синтепоном, шерстью. Это позволяет увеличить акустический объем на 15-20%, по сравнению с реальным (геометрическим). Мягкий материал дополнительно рассеивает волны внутри короба, и это влияет на звук. Однако если объем корпуса рассчитан правильно, то можно обойтись без наполнителя.
Закрытый ящик может плохо звучать только в одном случае: если неправильно подобран объем. Подходящий объем короба для каждого динамика уже давно определен опытными людьми. Оптимальные результаты получены путем вычислений и экспериментов. Какого размера нужен короб, зависит от диаметра сабвуферного динамика. Данные приведены в таблице:
Диаметр динамика, дюймы | Объем закрытого ящика, литры |
8 | 8–12 |
10 | 13–23 |
12 | 24–37 |
15 | 38–57 |
18 | 58–80 |
Приведенный в таблице объем указан приблизительно. Чем объемнее короб, тем мягче получается бас. Чем меньше объем, тем быстрее и четче звучат низкие частоты. Не рекомендуется слишком увеличивать или уменьшать ящик. Лучше придерживаться указанных показателей. При неправильных значениях бас может получиться либо нечетким и расплывчатым, либо излишне быстрым и неприятно звучащим.
Плюсы
- ЗЯ считается наиболее простым и максимально технологичным типом оформления.
- Для вычисления параметров короба достаточно произвести несложные расчеты. Вычислять нужно только объем. Существуют специальные формулы, позволяющие определить требующийся объем, а затем габариты. При необходимости можно воспользоваться готовыми значениями, рассчитанными и опробованными на деле опытными меломанами.
- Конструкция несложная, и ее легко собрать самостоятельно. Для этого можно использовать плиты МДФ или фанеру. Не требуется особых профессиональных навыков, чтобы сделать ЗЯ по готовым рассчитанным данным.
- ЗЯ — дешевый тип корпуса. При этом можно дополнительно сэкономить на коробе, если собрать его своими руками.
- Бас получается быстрый, собранный и структурированный. Звучание не запаздывает.
- Амплитудно-частотная характеристика у этого типа корпуса ровная, хорошая и плавная. В результате звучание баса получается качественным и ровным.
- У закрытого ящика минимизирован резонанс корпуса. Конструкция позволяет предотвратить появление стоячих волн, заметных на слух. У ЗЯ отсутствуют специфические призвуки и турбулентные потоки.
- Закрытый ящик хорошо подходит для воспроизведения разных жанров музыки: рок, джаз, клубная, инструментальная, акустическая, классическая музыка.
- Компактный размер короба позволяет размещать его в небольшом багажнике автомобиля или в малогабаритной комнате. Конструкция не занимает много места.
- Небольшая масса короба — следствие его малого размера. Такой ящик можно легко перемещать при перестановке или при переезде.
- Этот вариант подходит для SQ-систем, ориентированных на достоверное воспроизведение музыки.
- Диффузор не вылетает из корпуса при воспроизведении низких частот в диапазоне от 15 до 25 Гц на большой мощности. Причина заключается в том, что воздух в ЗЯ находится в замкнутом пространстве и удерживает динамик. Такое удерживание надежно, несмотря на то, что диффузор стремится максимально отдалиться от магнита динамика.
- Низкая вероятность перегрузки динамика снижает риск механических повреждений устройства.
- Благодаря ЗЯ получается качественный приятный звук, который нравится меломанам. Такое звучание соответствует реальному звуку и не портит звуковую картину в целом.
- Закрытый ящик подходит для различных видов низкочастотных динамиков.
Минусы
- Главный недостаток ЗЯ — низкий коэффициент полезного действия. Этот решающий фактор влияет на показатели звукового давления и на громкость звучания. Закрытый ящик не может звучать очень громко, поэтому не удастся шуметь музыкой на пару кварталов.
- Чем меньше объем ЗЯ, тем ниже его эффективность.
- Из-за низкого КПД такой тип корпусов редко используется в профессиональных системах.
- Звуковая катушка в ЗЯ плохо охлаждается из-за того, что конструкция закрыта и герметична.
- Ровная амплитудно-частотная характеристика не делает акцент на низких частотах. Поэтому сторонникам «сочного баса» не хватает низкочастотного звучания, и они воспринимают это как «слабый низ».
- Закрытый ящик подходит не для всех жанров музыки. Если низкие частоты выступают в качестве основы музыкальной композиции, то возможностей ЗЯ будет недостаточно. Этот тип короба не подходит для рэпа, дабстепа и R&B.
Вывод
Выбор акустического корпуса для сабвуфера зависит от личных предпочтений меломанов, с учетом собственного опыта и требований к звуку. Однако для получения качественного звучания рекомендуется выбирать именно закрытый ящик. Он подходит для большинства музыкальных направлений, имеет небольшие габариты и прост по своей конструкции. Количество плюсов закрытого короба преобладает над числом минусов.