ГАЗ-66 – легендарный грузовой автомобиль с повышенной проходимостью и средней грузоподъёмностью. Серийно выпускался в СССР Горьковским автомобильным заводом, начиная с 1964 года. После распада СССР производство было приостановлено и снова возобновлено до 1995 года. Штучная сборка из оставшихся комплектующих шла до 1999 года.
Знаменитые внедорожные качества обусловлены колёсной формулой 4×4, короткими свесами, удачной компоновкой и грамотно подобранной трансмиссией. Кабина расположена над двигателем. За годы выпуска автомобиль многократно дорабатывался. В 1968 разработана пневматическая система, обеспечивающая контроль давления в шинах.
ГАЗ-66 активно использовался в народном хозяйстве Советского Союза. Благодаря своим характеристикам был поставлен на вооружение Советской армии. Активно использовался во время войны в Афганистане. За созвучие с двумя шестёрками получил народное прозвище «Шишига».
Основные характеристики и особенности «Шишиги»
Автомобиль имел военные и гражданские модификации. Характеристики базовой модели:
- Длина кузова с лебёдкой – 5806 мм, ширина – 2322 мм, высота по верхней кромке тента – 2520 мм, по верху кабины водителя – 2490 мм.
- Грузоподъёмность базового варианта – 2000 кг.
- Масса пустого автомобиля с водителем – 3470 кг. Максимально допустимая – 5940 кг.
- Клиренс в зависимости от давления в шинах и используемых покрышек – 315-870 мм.
- Минимальный радиус разворота – 9500 мм.
- Грузовик комплектовался двумя топливными баками объёмом по 105 литров каждый при среднем расходе топлива 25 литров на 100 км.
- Штатный мотор – ЗМЗ-66. Мощность – 120 л.с.
- Максимальная скорость была ограничена на заводе и составляла 90 км в час. Без ограничителя автомобиль мог развить скорость 120 км в час.
- Коробка передач 4-х ступенчатая. Раздаточная коробка двухступенчатая, с подключаемым передним приводом.
Кроме всевозможных грузовых вариантов, на базе ГАЗ-66 выпускались автобусы: НЗАС-3964, Волгарь-39461, АПП-66, ПАЗ-3101, ПАЗ-3206 и их полноприводные версии ПАЗ-672, ПАЗ-3205. Такие автобусы использовались для доставки геологов и рабочих в труднопроходимой местности.
В техническом задании на проектирование грузовика была заложена высокая проходимость. Транспорт должен обеспечить эксплуатацию в условиях полного бездорожья, горной местности, заболоченных участков. Глубина преодолеваемой водной преграды – 800 мм. Максимальный угол атаки встречного препятствия – 40 градусов.
Предпусковой обогрев обеспечивает запуск мотора при низкой температуре окружающей среды. Для суровых условий устанавливалось двойное остекление кабины, дополнительный аккумулятор.
Плюсы автомобиля ГАЗ-66
Не каждый автомобиль получает всенародное признание и выпускается на протяжении 35 лет. Рассмотрим положительные стороны, из-за которых «Шишига» стала столь популярной:
- Высокая проходимость в любых условиях. Этот автомобиль был создан для этого.
- Надёжность в дальней дороге.
- Динамика.
- Пневматическая система подкачки шин и регулировки давления.
- Простая и понятная конструкция, обеспечивающая возможность несложного ремонта в походных условиях своими силами.
- Доступность запасных частей на просторах стран постсоветского пространства.
- Для облегчения управления грузовиком использованы синхронизаторы в механической коробке передач. С той же целью разработаны гидравлический привод сцепления, вакуумный усилитель тормозной системы с раздельным контуром, гидроусилитель рулевой колонки.
- Стояночный тормоз на все колёса при условии включения раздаточной коробки на передний мост.
- Рессорная подвеска с амортизаторами, обеспечивающая плавный ход.
- Откидная кабина. Облегчает ремонт силовой установки.
- Зимой от мотора поступает дополнительное тепло.
- Высокое расположение кабины. Позволяет преодолевать водные препятствия с комфортом.
- Автоматическая блокировка дифференциала совместно со встроенной лебёдкой способны вытащить транспорт из самой сложной ситуации.
- Экранированная электропроводка для преодоления водных препятствий вброд.
- Не боится загрязнений любых видов.
- Длительный интервал между техническим обслуживанием. Позволяет преодолевать большие расстояния.
- Устойчивость. Несмотря на приличный дорожный просвет, грузовик имеет низкий центр тяжести.
- Рамное шасси. При высоких нагрузках способно скручиваться с обратимой деформацией.
- Вал отбора мощности.
- Облегчённый пуск мотора в холодных условиях.
- На ступице колёсного диска предусмотрена подножка. Помогает при посадке в кабину, защищает пневматический шланг.
- Универсальность. Десятки модификаций для гражданских и военных нужд.
У легенды могут быть недостатки
Недостатки у ГАЗ-66 тоже имеются. За годы эксплуатации водители отмечали следующее:
- Большой расход топлива. По паспорту заявленные 25 литров на 100 км запросто превращаются в 40.
- Неудобная кабина. Водителю с длинными ногами и короткими руками в ней приходилось нелегко.
- Отсутствие отделки салона. Только металл. Дело не в красоте, а в промерзании зимой и сильном нагреве жарким летом.
- Задняя рессорная подвеска с заблокированным дифференциалом боится перегрузки.
- Рычаг переключения передач находится справа позади водителя. Это связано с конструктивной особенностью крышки над двигателем. Водители говорят, что это дело привычки.
- В жаркую погоду тепло от двигателя может доставлять дискомфорт.
- Не очень удобное расположение узлов. При ремонте приходится испачкаться.
- Не предусмотрено спальное место для пассажира. Водительское спальное место оборудовано условно. Можно подвесить гамак на два крюка в кабине.
- Автомобиль не предназначен для узких улиц, тесных парковок и городского трафика с пробками. Но он для этого и не создавался.
- Система регулирования давления в шинах требует постоянного ухода. Грязь в сальниках может привести её в неисправное состояние.
- В зимних условиях на Севере отопитель не очень справляется. Зависит от версии транспорта.
- В жару отмечена недостаточная штатная вентиляция.
Что можно сказать в целом о ГАЗ-66
В целом автомобиль превзошёл все ожидания самих конструкторов. При его создании никто не рассчитывал на такой длительный срок выпуска, эксплуатации и миллионный тираж. Грузовики шли на экспорт в страны с умеренным и жарким климатом.
Массовый выпуск и использование автомобиля на службе в армии позволили сохранить многие экземпляры на хранении. Можно найти законсервированный вариант с нулевым пробегом. Грузовик стал находкой для гаражных мастеров. На его базе конструируют охотничьи автомобили, внедорожники, дома на колёсах.
ГАЗ-66 живёт в наши дни. Это живая легенда, напоминание о талантливых людях, которые его создали.