Человечество исторически пришло к самоорганизации в виде политических систем. Это системный подход, объединяющий взаимосвязанные элементы (государство, партия и т.д.), механизм формирования и функционирования власти в обществе.
Различные общества имеют разные политические системы. Они не совпадают друг с другом, но все же имеют общие черты. Это позволяет их сравнивать, классифицировать по форме правления, территориальному устройству и т.д. Существует типология политических систем, основывающихся на практике формирования правительства через политические партии. Выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. В статье речь пойдет о положительных и отрицательных моментах многопартийной системы.
Многопартийная система сравнительно молода и приобретает все большую популярность. В этой системе за власть борются от трех и более партий. Есть страны, где система построена так, что никакая из партий не может занять абсолютное большинство в парламенте (Бельгия, Нидерланды). А есть страны, где какая-то партия может сосредоточить в своих руках практически всю полноту власти (Россия, Украина). Многопартийность отрицает центризм, сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека. Принципы свободы дают возможность реализовать свои политические амбиции и цели более широкому кругу граждан.
Рассмотрим же положительные и отрицательные стороны многопартийной системы. Статья раскрывает положительные моменты и проблемы многопартийности в странах постсоветского пространства.
Положительные стороны многопартийной системы
Начнем с положительных сторон многопартийности:
- Наша жизнь разнообразна и все граждане одной страны занимают разные ячейки в обществе, у них разные запросы и цели в жизни. Они разного социального статуса. Да и вообще люди по характеру различны. То, что одному кажется нормой жизни, для другого категорически не приемлемо. Исходя из этих позиций, общество начинает делиться на группы, классы, разные по своему статусу. Каждая из групп, стремится иметь представительство своих интересов в парламенте. Многопартийная система позволяет выделить интересы большинства, не ограничивая граждан в выборе.
- Многопартийная система заставляет искать друг с другом компромисс. Особенно в тех странах, где невозможно создать подавляющее большинство одной партии (мажоритарная или доминирующая партия). А в случае отсутствия подавляющего большинства одной из партий, создается коалиция, которая и формирует правительство. И тут тоже различным политическим кругам необходимо искать консенсус.
- Возможность более широкого рассмотрения проблем. Приходится путем компромиссов достигать решения, удовлетворяющего практически все слои населения (это в идеальном случае). Вся система голосования направлена на выявление статистики выбора политических партий.
- Конкуренция всегда порождает развитие. Борющиеся за власть партии вынуждены быть дисциплинированны. Здесь каждый просчет может обернуться на пользу конкурирующей партии. Дисциплина, чувство ответственности подстегивают партии работать эффективнее. Жесткая конкуренция заставляет искать более перспективных членов партии, которые дадут лучший результат.
- Обновление верхушки политической власти. Многопартийность более непредсказуемая, нежели двухпартийная система. Здесь изменения более радикальны, более быстры, нежели в других типах политических систем.
Отрицательные моменты многопартийной системы
Рассмотрим и отрицательные стороны многопартийности:
- Большое количество партий сильно расслаивают население. Избиратель теряется, если например, в его стране существует сразу четыре социалистических партии. Рядовой гражданин не видит разницы между ними. Этим пользуются другие политические круги. Например, существует две доминирующие партии среди десятка других, им и бороться во втором туре выборов. И тут одна из партий совершает хитрость. Перед выборами, чтобы отвлечь избирателя от его взглядов, создается еще одна партия того же толка и с похожим названием. Часть избирателей теряется, и выбирает, так сказать фейковую партию. Так, казалось бы, доминирующая партия лишается голосов, конкуренты набирают меньший процент.
- В условиях так называемого «московского синдрома» (разочарование граждан в правительстве, слабая политическая активность и гражданская позиция), люди используют выборы не для решения своего будущего, а для решения своих сегодняшних проблем. Этот синдром проявляется в разных странах. В борьбе за власть, политики готовы выкладывать деньги и пользуясь служебным положением, помогать будущим избирателям. Граждане, уже не веря в демократический исход выборов просто пользуются благами, которые предоставляют политики, чтобы получить хоть что-то.
- Грязная игра на избирателя. Все чаще, предвыборные компании партий, становятся похожи на поливание грязью своих оппонентов, самопиар, а не на предоставление гражданам конкретной программы на будущее. Ложь, пропаганда своих интересов еще более запутывают избирателя, опускают его в пучину неверных слухов, фейковых новостей, ложных фактов.
- Внутриполитическая борьба истощает силы борьбы с оппозиционерами и, порой, члены партии заняты больше распространением неверных слухов, выискиванием ошибок конкурентов, а не непосредственной работой на благо избирателя.
Итак, тот тип политической системы, к которому стремились начиная с Великой французской революции. Он считается самым демократичным, имеет ряд негативных факторов. Они и не дают множеству стран переходить на многопартийную систему. Передовые страны мира до сих пор имеют двухпартийную систему. Это и Соединенные штаты и Великобритания и Канада. Многопартийность хорошо работает на своих граждан, когда есть высокая политическая активность, а количество партий не превышает десяток. Например как в Италии или Германии.