На сегодняшний день транспортировка газо- и нефтепродуктов оказывает большое влияние на развитие России и других стран. Для осуществления данной цели может использовать практически любой транспорт, однако наиболее широкое распространение получил именно трубопроводный.
Чтобы понять, почему именно трубопровод используется для доставки газа и нефти практически по всему миру, нужно ознакомиться с его особенностями, преимуществами и недостатками.
Общая информация
Для начала стоит отметить, что все трубопроводы подразделяются на три группы:
- Подземные газопроводы.
- Нефте- и продуктопроводы.
- Трубопроводы перекачивающих предприятий.
Особенность данного вида транспортировки сырья заключается в высоком давлении, при котором осуществляется весь процесс. Таким образом, трубы работающие с нефтью, как правило, испытывают давление в 4,0-6,4 МПа, а устройства, транспортирующие газ – до 7,0 МПа. В связи с повышением давления на трубы в последнее время начали изготавливаться преимущественно трубопроводы, которые могут выдержать нагрузку до 10 и более МПа.
Из-за того, что обычно трубопроводы имеют огромную длину (несколько десятков тысяч километров), для их диагностики устанавливают ряд сооружений, располагающихся непосредственно вблизи устройства. Такими средствами диагностики являются:
- Линейные сооружения (лупинги, линии связи, станции защиты от коррозии и др).
- Насосные станции – сооружаются на каждых 400-600 км. трубопровода.
Преимущества трубопроводного транспорта
К преимуществам использования газопровода и нефтепровода относят следующие параметры:
- Низкая себестоимость транспортировки (если сравнивать с другими видами транспорта).
- Минимальные вложения в транспортировку груза из одной точки в другую, а также быстрая окупаемость устройства при его строительстве.
- Возможность создания кратчайшего пути при доставке сырья – трубопровод можно проложить в любом направлении и на любое расстояние.
- Короткие сроки возведения.
- Бесперебойная и своевременная доставка продуктов к местам сбыта, не зависящая от климатических условий (погоды, температуры, осадков и др).
- Практически весь процесс транспортировки автоматизирован.
- Во время перекачки потери газо- и нефтепродуктов практически равны нулю.
- Возможность транспортировки сразу нескольких видов газо- или нефтепродуктов по одному трубопроводу.
- Возможность увеличения пропускной способности устройства, за счёт возведения перекачивающих станций и проведения второстепенных трубопроводов (лупингов).
- Интенсивная работа в течение всего года (возможны кратковременные остановки во время аварий или диагностик).
- Возможность комплексного наблюдения за всеми элементами трубопровода и устройством в целом.
- Снижение нагрузки на традиционные виды транспорта.
- Простота в эксплуатации и надёжность.
Все вышеперечисленные преимущества сделали трубопровод одним из самых развитых и распространённых способов транспортировки сырья во всём мире. Также на повышение спроса повлияло открытие новых месторождений газа и нефти, которые располагались на большом расстоянии от точек их переработки и сбыта.
Недостатки
Несмотря на большое количество преимуществ, трубопроводный транспорт также обладает следующими недостатками:
- Строительство устройства требует крупных капитальных вложений. Это делает целесообразным проведение трубопровода только при стабильных и регулярных поставках нефте- и газопродуктов.
- Заполнение трубы газам, нефтью или другим сырьём также требует немалых материальных затрат. Особенно это ощущается в магистральных устройствах, где большие затраты связаны с высокой металлоёмкостью, низкой скоростью движения сырья (обычно не выше 10 км/ч) и другими факторами.
- “Жёсткость” трассы устройства, вследствие чего для снабжения новых точек сбыта продукта требуется дополнительные капитальные вложения.
- Узкая специализация – данный способ транспортировки специализируется преимущественно на доставке нефти и газа.
- Возможность нанесения ущерба окружающей среде, особенно если речь идёт о подводном трубопроводе, выбросы из которого негативно влияют на состояние воды и её обитателей.
- Сложность (а в некоторых случаях и её отсутствие) прокладки трассы в регионах со сложным рельефом.
На сегодняшний день главная проблема данного вида транспорта заключается в том, что запросы потребителей нефти постоянно растут, а увеличить размер поставляемого груза не так-то просто. Сделать это можно путём увеличения давления в трубах или путём их замены на новые, с более крупным диаметром. В России диаметр таких труб, в большинстве случаев, составляет 1020 мм, в то время как в некоторых других странах эти размеры превышают 2000 мм. При замене труб на более широкие появляется новая проблема – необходимость новых затрат для раскапывания и замены труб (плюс к этому стоимость самого устройства). По этой причине государство пока не решается на данный шаг.
Увеличение давления также является рискованным решением, так как труба может не выдержать и прорваться, что приведёт к большой потере сырья, затратам на ремонт, а также к приостановке доставки сырья в место сбыта или обработки (что также потребует дополнительных затрат).
Для чего используется?
В 90% случаев трубопроводный транспорт используется для реализации:
- Газа.
- Нефти.
- Аммиака.
- Этанола.
Транспортировка аммиака и этанола, в отличие от газа и нефти, обладает рядом особенностей. Например, аммиакотрубопровод требует труб с дополнительными стенками, между которых заливается азот. Толщина стенок при этом может достигать 15 мм.
Этанол транспортируется по трубам лишь в Бразилии и США. Всё дело в том, что данное вещество оказывает негативное влияние на состояние труб (вызывает коррозию, поглощает воду из стенок сооружения). К тому же такой трубопровод пользуется малым спросом и его проведение попросту будет неокупаемым.