С начала нового, 21 века появилась интересная теория Ю.В. Яковеца. Она совершенно по-новому раскрывает цивилизационно-генетическую теорию.
Общая информация о цивилизационной теории Ю.В. Яковеца
Для начала стоит отметить, что основу своей теории Ю.В. Яковец брал у таких великих мыслителей как: Н.Я. Данилевский, А Тойнби, О. Шпенглер, П.А. Сорокин и другие. Последнего указанного идеолога стоит отметить, ибо именно благодаря ему сформировалась фундаментальная деталь теории, а именно классификация цивилизаций. Если быть конкретнее, то они делятся на четыре уровня развития:
- Западноевропейская цивилизация, самая интеллектуально развитая.
- Североамериканскую, китайская и индийская.
- Мусульманская.
- Латиноамериканская, африканская, океаническая.
Однако развитие идет не однотонным методом, а циклическим, то есть, если на данный момент лучше всего интеллектуально развита западноевропейская цивилизация, то через век их могут обогнать китайская цивилизация, которая на данный момент имеет развивающийся характер (от индустриального к постиндустриальному обществу). Также, если следовать данной теории, то выходит, что к третьему тысячелетию будет переход к новому суперциклу. Этому свидетельствуют: активная глобализация, интеграция различных наций, процессы дезинтеграции и дифференциации. Как утверждает Яковец: «Глобальное цивилизационное пространство изменчиво, нет постоянного доминирования одних и тех же локальных цивилизаций и ранжирования остальных»
Из вышеуказанных факторов мы понимаем, что мир стоит на пороге глобальной проблемы, ибо он идет по западно-капиталистическому пути, что определенно приведет к проблемам внутри самой цивилизации. Однако данный путь приведет к тому, что все страны перейдут на стадию развития постиндустриального общества. Разумеется – это приведет к протестам внутри самой цивилизации, а также генетической проблемы. В целом, общество столкнется с типичными проблемами капиталистическими проблемами. Хорошо это или плохо однозначно отметить нельзя. Также интересной особенностью является то, что евразийская цивилизация, скорее всего, разрушится.
Плюсы цивилизационной теории Ю.В. Яковеца
- Первый и самый главный плюс заключается в том, что данная теория позволяет рассматривать историю как единый процесс, ибо это позволяет по-новому взглянуть на вышеуказанную науку, а также сформулировать новую, современную теорию о развитии общества, которая сможет помочь как простым людям, так и тем, кто будет в дальнейшем вести различные государства.
- Вторым плюсом является то, что подобная теория предполагает развитие человека и его ценностей. Для многих людей это будет важным плюсом, ибо подобный подход будет устраивать большую часть существующего человечества, ведь всегда приятно, когда развивают ваши способности, дабы в дальнейшем это помогло в развитии нашего мира.
- Третьим плюсом выйдет то, что данная теория довольно нова, а значит, её взгляд на проблему не успела устареть, что выделяет работу Ю.В. Яковеца перед остальными. Данное преимущество пускай и временное, но на данный момент крайне важное. Допустим, если взять коммунистическую теорию, то можно понять, что некоторые её аспекты устарели и требуют доработки.
- Данная теория позволяет выделить общие черты в развитии различных народностей, которые в современном мире преуменьшаются в процессе глобализации. В связи с этим происходит объединение национальностей и интеграция цивилизаций. Хорошо это или плохо, зависит в первую очередь от вашего взгляда на мир и как именно расставлены ценности у конкретного индивидуума.
- Также идет ориентирование на изучение тех сторон, которые зачастую не указываются в других теориях или работах. Зачастую подобная проблема касается новых работ и теорий, которые пытаются раскрыть старые проблемы общества, но они не осознают, что их теории и мысли уже излагали другие люди. Тут теория Ю.В, Яковеца выгодно отличается от остальных.
Минусы цивилизационной теории Ю.В. Яковеца
- Недостаточная оценка социально-экономических факторов в данной теории. Подобное может вылиться в большую проблему, если данной теорией будут руководствоваться управляющие тем или иным государством, то это может вылиться в определенную проблему. Также стоит отметить, что из-за этой теории социально-экономические факторы могут в целом уменьшаться по значению в каких-либо иных теориях.
- Также преобладает типология общества, а не государства, данная проблема не настолько важна, как предыдущая, но значимости от того не убавляются, ведь данная деталь также важна, ибо государство ещё долгое время будет важнее типологии общества.
- Большинство процессов политического, идейного, духовного, культурного порядка не может быть без искажений и упрощений объяснено с чисто экономических позиций; последовательное применение формационного подхода в чём-то отодвигает на задний план роль человеческого фактора; недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости истории отдельных обществ и народов.
- Также подобная теория полностью противоречит космополитической теории, ибо проводится четкая грань между различными нациями.
- И последнее, данная теория игнорирует азиатский способ производительности.
Итог
Данная теория на данный момент является новой, и некоторые её детали являются недоработанными. Также нельзя не отметить, что она идет в полный разрез с нынешним курсом развития общества, а именно интеграции различных национальностей и космополитизмом в целом. Плохо это или хорошо решать уже вам, а решение ваше будет зависеть от личных убеждений, политических убеждений и многое другое.