Федеральный закон No174-ФЗ «Об автономных учреждениях», вступивший в действие в 2007 году, закрепил организационные и правовые особенности учреждения автономного типа, утвердил порядок управления, распоряжения имуществом, денежными ресурсами.
Некоммерческая автономия
Автономное бюджетное учреждение — это некоммерческая организация, которая должна предоставлять услуги по государственным или муниципальным обязательствам органов власти в научной и образовательной сферах, области охраны здоровья, соцзащиты населения и других. Создателем (учредителем) некоммерческой автономии может стать Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование. Он определяет цели и задачи учреждения, назначает руководителя, возлагает на себя ресурсообеспечение его основной функции.
Плюсы некоммерческой автономии
Если сравнивать автономную форму хозяйствующего субъекта с другими, то очевидны несколько неоспоримых преимуществ:
- Финансирование из бюджета. Учредитель дает организации государственное (муниципальное) задание, в котором определены обязательные виды и объемы услуг. По законодательству он же обязан обеспечить ресурсы, которые нужны для выполнения этого задания и потому передает учреждению: в оперативное управление имущество; в бессрочное пользование земельные участки; финансовые средства, необходимые для организации работы по заданию и на содержание имущества, земельных участков. Деньги из бюджета поступают в виде субсидий, субвенций, которые учреждение распределяет и перераспределяет по своему усмотрению, руководствуясь главным обязательством — качественно и в нужном объеме оказать услуги по заданию.
- Внебюджетные финансы. Некоммерческая автономия помимо денег из бюджета может рассчитывать на дополнительные доходы. Их приносят: оказание платных услуг физическим и юридическим лицам; сдача недвижимости в аренду; размещение капитала в коммерческих банках; сделки с ценными бумагами.Орган власти, учредивший хозяйствующий субъект, не имеет прав на заработанные деньги, организация распоряжается ими самостоятельно. Также она имеет право брать кредиты.
- Преимущества в закупках. Закупочную деятельность автономное учреждение ведет на основании закона No223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Тогда как другие бюджетные структуры руководствуются законом No44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В законе No223 нет таких строгих регламентов по закупочным процедурам, как в сорок четвертом. Закупочные регламенты прописаны в «Положении о закупках», которое организация разрабатывает сама, руководствуясь законодательными нормами.
- Полномочия руководителя. Возглавляет организацию лицо, назначенное учредителем. Но при этом у руководителя есть достаточная свобода в управленческих и финансово-хозяйственных вопросах, формировании штатного расписания, работе с персоналом. Руководителю не нужна доверенность, чтобы совершать действия от имени учреждения.
- Льготы в налогообложении. Организации для уставной функции предоставляются имущественные и бюджетные ресурсы. Безвозмездная передача основного имущества не облагается НДС, а субсидии и субвенции из бюджета не считаются доходом и не облагаются налогом на прибыль.
Минусы автономии
Наряду с преимуществами есть риски и обязательства, которые можно отнести к минусам автономного типа:
- Риски бюджетного финансирования. Автономные бюджетники зависимы от финансов учредителя. При несвоевременном их перечислении работа осложняется. Кроме того, учредитель может уменьшить объем государственного (муниципального) задания, тогда уменьшится и финансирование. В этой ситуации руководителю придется предпринимать меры по корректировке штатного расписания, сокращению расходов.
- Имущественные ограничения. Учредитель передает в оперативное управление недвижимое и особо ценное имущество. Он также может перечислить средства на покупку этого вида имущества. Учреждение обладает правом использовать его для решения первоочередных задач, но собственником остается государственный или муниципальный орган власти. За организацией закреплена обязанность обеспечить сохранность и учет имущества, она не имеет права распоряжаться им без согласования собственника.
- Ответственность по обязательствам. Учредитель предоставляет учреждению денежные, имущественные и земельные ресурсы, но не отвечает по его обязательствам. Риски по выполнению условий договоров, кредитных сделок ложатся на организацию.
- Жесткий контроль. Ключевая задача учреждения — это оказание услуг. Их своевременность, качество и безопасность контролируют: учредитель, общественность, надзорные органы.Учредитель следит за полнотой и своевременностью исполнения обязательств учреждения по государственному (муниципальному) заданию. Общественность разделяет полномочия по управлению и контролирует работу организации через наблюдательный совет — обязательный орган управления в автономной форме. Надзорные структуры следят за качеством и безопасностью оказываемых услуг, за бухгалтерской деятельностью.
- Необходимая публичность. Работа по предоставлению услуг в бюджетной сфере должна быть прозрачной. Общественность имеет право ознакамливаться с регламентирующими документами, отчетами о работе учреждения. Для этого создается интернет-ресурс, обязательный для учреждения, на котором публикуются: документы по созданию юридического лица, устав, государственное (муниципальное) задание, документы по финансовым, хозяйственным и бухгалтерским процессам, информация о закупках, о результатах работы, об эффективности использования закрепленного имущества, о проверках надзорных органов, другие документы.
Контролируемая свобода
Автономная форма некоммерческой организации допускает определенную независимость в распоряжении бюджетными деньгами, в хозяйственной деятельности, вправе повышать доходность из внебюджетных источников. Однако при этом работа организации должна быть открытой, публичной и контролируется не только учредителем и надзорными органами, но и общественностью.