Инстинктивно все люди стремятся к продолжению своего рода, воссозданию себя в будущем поколении. Несмотря на некоторые отличия в быту и укладе семьи, трудно переоценить ее влияние на формирование подрастающей личности. Все дальнейшие отношения с окружающими людьми и вещами формируются на основе заложенных семейных ценностей, уровне культуры и духовного развития, привитых принципах.
Процесс воспитания является своего рода инвестицией. То есть родители вкладывают в своего ребенка время, эмоции и чувства, материальные средства, стремятся воспитать хорошего, счастливого человека. И хотя большинство взрослых преследуют исключительно благие намерения, они совершают огромное количество педагогических промахов, которые потом так или иначе влияют на всю взрослую жизнь чада.
Общая информация об эгоцентрическом воспитании
Суть данного типа воспитания: малышу прививается мысль о том, что он является сверхценностью для родителей. Все внимание привлечено к единственной персоне «маленького смысла жизни». Очень часто потакание всем прихотям чада даже идет вразрез с интересами близких.
Наиболее пагубно такой тип воспитания проявляет себя, когда ребенок достигает подросткового возраста и на первый план выходят потребности в уважении, самоопределении, автономии, достижении в совокупности с потребностью в принадлежности и поддержке. Все эти внутренне необходимые подростку составляющие просто игнорируются, фрустрируются взрослыми.
Как правило, такой тип воспитания возможен, когда в семье растет один ребенок. Трудно себе представить, что в многодетной семье будут потакать всем капризам воспитанника. Другое дело, когда одного долгожданного малыша окружает большое количество взрослых.
Плюсы
- Родители очень внимательны ко всем талантам ребенка, они убеждены, что их отпрыск обладает уникальными способностями. Поэтому не жалеют времени, материальных средств и сил на их развитие.
- Ребенок чувствует абсолютную любовь и заботу со стороны родителей. У него не возникает даже малейшего сомнения в своем месте среди значимых взрослых.
- Вследствие развития демонстративной акцентуации характера такие дети очень артистичны, они не боятся публичных выступлений, концертов, показов.
- На определенном этапе потребности ребенка в безопасности и защите удовлетворены на все 100 процентов, у него не возникает ни малейших сомнений в своей защищенности.
- При таком воспитании формируется завышенная самооценка, что, при определенной коррекции, позволяет личности ставить перед собой сложные задачи. Миссия взрослых – научить малыша добиваться поставленных целей.
Минусы
- Ребенок не в состоянии самостоятельно осознавать последствия своих решений, и принимать отказ.
- Для такого малыша не существует понятия режим или дисциплина. Неправильный распорядок дня может привести к серьезным нарушениям состояния здоровья. Сбивается график сна и бодрствования, вследствие чего ребенок становится раздражительным и нервным, не может продуктивно воспринимать информацию. Кроме того, в современном мире при таком огромном количестве электронных источников информации, ребенок может просто с головой погружаться в игры, просматривать агрессивное видео, что приводит к смазыванию грани между реальностью и виртуальностью, он перестает адекватно оценивать происходящее и осознавать возможную опасность и последствия своих действий.
- Для достижения желаемого часто прибегают к манипуляциям. В основном, всего речь идет об упрямстве. Причем в данном случае упрямство является именно капризом, а не защитной реакцией на перегрузки. Как правило, при аргументированном отказе малыш понимает неэффективность подобного поведения. Но родители всячески потакают всем прихотям, таким образом, чадо только укрепляется в продуктивности такого пути. Может проявляться в виде истерик вне зависимости от места и ситуации.
- Концентрация на собственной личности и признание своей уникальности и «особенности».
- Неумение общаться и строить продуктивные отношения с окружающими. Поддерживать культ личности ребенка в семье довольно просто, однако ситуация усложняется, когда ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми. Ведь никому не хочется играть роль «подданных» у такого царька, особенно если это идет в ущерб собственным интересам. Очень часто такие конфликты затрагивают даже взрослых, ведь родители, убежденные в уникальности собственного чада, просто не понимают, как другие могут придерживаться другой точки зрения.
- Нарциссизм, проявления различных акцентуаций характера, эмоциональная черствость.
- Неумение справляться с трудностями. Ситуации, которые заставляют мобилизовать силы обычного человека, у такой личности вызывают депрессию и нервный срыв. Детские иллюзии по поводу своей уникальности разбиваются о мнение окружающих. Иногда такие дети даже не способны позаботиться о себе, что потом находит продолжение и во взрослой жизни. Когда такие люди взрослеют и у них появляются дети, воспитание идет, в основном по двум сценариям: либо копируется поведение собственных родителей, либо малыш воспринимается в роли соперника и к нему не проявляется никаких чувств, кроме равнодушия.
- Родители могут отказать себе во всем, пойти даже на ущемление собственных потребностей и отказ от карьеры, учебы.
Выводы и рекомендации
Одна из самых главных задач, которую должны решить родители – научить своего отпрыска взаимодействовать в социуме. Для этого чаду необходимо привить такие важные понятия, как уважение к окружающим, принятие чужой точки зрения, осознание иных потребностей, помимо своих собственных. Чем раньше этот урок будет усвоен, тем легче ребенку будет адаптироваться в обществе.
- Родителям необходимо четко разграничить для ребенка понятия «хочется» и «нужно». Капризы малыша можно спокойно игнорировать.
- Не стоит бояться отказать чаду в пожеланиях, которые не являются жизненно важными. При этом отказ должен произноситься четко, аргументировано, без лишних эмоций.
- Взрослым не нужно бояться и винить себя за отказ. Таким образом, они учат уважать мнение окружающих, понимать границы их личного пространства и уровень возможностей.
- Не подпитывать нарциссизм фразами: «ты — смысл нашей жизни», «ты самый главный в доме» и т.п.
- Уделять время себе и своим интересам.