Личностный статус человека ранее формировался в следующих типах организации общества: община; социальная группа; ремесленный цех; церковный приход; аристократический класс.
Переход общества от аграрного типа хозяйствования к индустриальному типу характеризовался разрывом социальных связей, обособленности отдельных индивидов с одновременной потерей индивидуальности. Данные социальные преобразования, вызванные процессом совершенствования общества, описываются теоретической моделью, названной массовым обществом. В результате быстрого развития общества в направлении индустриализации и восприятия социума как огромного количества похожих индивидов, происходит перенос потребности человека в самоутверждении на государственно-национальный уровень.
Типы массовых обществ
Становление массового общества происходило в процессе размывания границ традиционных социальных структур, принадлежность к которым задавалась неизменным статусом. Человек в массовом обществе выступает абстрактным индивидом, одним из многих себе подобных. Такая социально-политическая структура приводит к нивелированию личности человека, который становится просто элементом социальной машины.
Квалифицировать массовые общества возможно по следующим типам:
- Толпа, состоящая из большого количества эмоционально возбужденных людей, в большом количестве. Для толпы характерно отсутствие общей цели.
- Масса – многочисленная группа людей, имеющих общий и постоянный интерес с минимальной групповой организацией. Прямые контакты в массе отсутствуют.
- Публика – объединение людей по духовным интересам с общим объектом внимания.
- Массовое социальное движение – объединение людей во имя достижения определенных социальных изменений в обществе. Для достижения своих целей участники массового движения используют различные формы воздействия.
Причины появления массового общества
Хотя масса как явление существует всегда, но только в эпоху модерна она стала главным действующим лицом истории. Массовое общество является закономерным результатом исторических, экономических и культурных изменений, происшедших в обществе за очень короткое время (100-150 лет).
Основными факторами возникновения массового общества являются:
- Индустриализация, бурное развитие капиталистических отношений.
- Производство стандартизированной продукции в массовых объемах.
- Возможность через средства массовой информации создавать и культивировать однотипные вкусы, идеи, культурные потребности.
- Демократизация общества, возможность оказания политического влияния.
- Усреднение образа индивида, независимое от уровня образования, профессионализма и занимаемого положения.
В процессе ускоренного технического прогресса масса людей занятых в сельхозпроизводстве начала стремительно перемещаться в города. Крестьяне стали рабочими, создав новый класс пролетариата. Производимая в массовых количествах стандартизированная продукция приводит к формированию сообщества с шаблонными потребностями в материальной и духовной сферах.
Технический прогресс, ускоренная модернизация государственных образований привели к значительному снижению уровня требований к профессионализму отдельных индивидов. Работа на конвейере, управление автоматизированными системами не требуют глубоких профессиональных знаний, и в то же время обеспечивает достаточно высокий уровень жизни.
Последствия формирования массового сообщества
Появление и развитие такого явления как глобальное общество имеет наряду с позитивными факторами ряд отрицательных последствий.
Положительные факторы
Алгоритмизация технических процедур позволяет производить промышленную продукцию и другие виды продукции, с минимальными затратами человеческого труда и в огромных масштабах. При этом производство превышает потребности человека, и стимулирует перепроизводство.
Типовое производство в неограниченном объеме порождает массовый спрос и формирует общество потребления с высоким уровнем всеобщего благосостояния. Распространение образованности, доступ практически каждого индивида при желании к ценностям «высокой культуры» и обеспечивает в конечном итоге более высокий культурный уровень в целом всего сообщества людей. В процессе развития происходит демократизация общества, и через демократические институты каждый гражданин своей страны имеет возможность непосредственно влиять на власть.
Отрицательные последствия
В условиях глобального общества индивид приобщается к благам цивилизации в ускоренном темпе, не прилагая особых усилий. При этом человек перестает интересоваться многообразием прошлых культур и удовлетворяется тем, что ему преподноситься через СМИ, Интернет-ресурсы.
Насаждая стандартизованное мышление легко управлять общественным сознанием. Теряя свою индивидуальность, человек становится легко доступным объектом эмоционального, идеологического внушения со стороны. Конкретные социальные субъекты в своих целях могут манипулировать общественным сознанием.
Огромные массы населения не могут существовать без наличия аппарата, который неизбежно приводит к бюрократизации общества. В свою очередь огромный бюрократический аппарат поражается коррупцией, что вызывает недовольство масс, проявляемое нередко в уродливых формах.
Вывод и рекомендации
В нынешнее время в своей массе людям нет необходимости бороться за свое выживание, так как материальные потребности в основном удовлетворены. Глобализация в XXI веке достигла своего апогея и человечеству предстоит переход к новой цивилизации, когда на переднем плане оказывается удовлетворение психологических потребностей. Обществу нужны не люди, «винтики» системы, а личности, которые в состоянии решать проблему переизбытка выбора. Однако при этом нередко процесс осознания себя как личности принимает уродливые формы, провоцируя экстремизм и анархию.
Постиндустриальное общество нуждается в сильной стратегии, которая могла бы управлять движением масс к новой цивилизации. Здесь возрастает роль государства, обеспечивающего соблюдение законности всеми без исключения и воспитание на общих гуманистических принципах. Необходимо пересмотреть подходы к образованию как к некоторому товару. Образовательный процесс должен быть морально ориентирован и направлен на воспитание чувства ответственности за принимаемые решения, как на бытовом, так и государственном уровнях.