Фундамент – базовая часть любого строения. От его крепости зависит долговечность, качество постройки, будь то жилой дом, гараж, сарай, теплица или магазин. Именно он воспринимает на себя всю нагрузку от находящихся сверху конструкций. Поэтому важно правильно выбрать материал его изготовления: камень, железобетон, сталь, деревянные и железобетонные шпалы, сваи. О преимуществах и недостатках одно из видов такого фундамента поговорим более подробно.
Фундамент из железобетонных шпал: виды, монтаж
Брус определённого профиля из армированного напряжённого бетона, который используют в строительстве железнодорожного полотна, называется железнодорожной шпалой. Она весит 250-270 кг. Стандартный размер, в метрах – 2,5х0,3х0,23. Она не гниёт, не коррозирует, износоустойчива, выдерживает значительные физические нагрузки. Срок службы – 60 лет.
Для закладки фундамента обычно используют бывшие в употреблении железобетонные шпалы. Шпалы с поперечными и продольными трещинами, глубокими сколами категорически запрещено применять для создания фундамента.
Из этого материала создают сборную ленточную или свайно-ростверковую конструкцию. Использование шпал в качестве свай требует дополнительной рабочей силы и вспомогательной техники.
Монтаж наиболее популярного ленточного фундамента из этого материала состоит из этапов:
- Подготовка, разметка площадки под строение.
- Выкопка траншей шириной 50-70 см и глубиной 70-100 см.
- Обустройство подушки высотой не менее 20 см из речного песка, гравия, мелкого щебня.
- Заливка слоя бетона до 10 см.
- Укладка не менее 3-х слоёв шпал в шахматном порядке, скреплённых скобами из закалённого металла и цементным раствором.
- Обшивка арматурным каркасом.
- Монтаж, заливка деревянной опалубки бетоном.
- Просушка, гидроизоляция, утепление.
Преимущества такого фундамента
- Низкая цена бывшего в употреблении строительного материала. После ремонта железнодорожного полотна железобетонные шпалы отбраковывают и списывают. Их используют для закладки фундамента. Они стоят в 3-4 раза дешевле, чем новые.
- Экономия на закупке строительных материалов. Если использованные железобетонные шпалы достались бесплатно или по сниженной цене, то выходит большая экономия на закупке материалов.
- Высокая прочность. Обеспечена напряжённой арматурой, находящейся внутри бетонного каркаса. Он обладает повышенной прочностью. Для железнодорожной шпалы установлен критический тоннаж 850-1600 млн. тонн брутто.
- Большой срок эксплуатации. Прочность, упругость, противостояние дождю, солнцу, морозу, коррозии. Эти свойства обеспечивают длительную эксплуатацию фундамента. Срок его службы составляет более 100 лет.
- Устойчивость к движениям почвы. В ленточном фундаменте шпалы укладывают рядами на расстоянии 50 см друг от друга в ряду, соблюдая шахматный порядок размещения. Каждый ряд укладывают на бетонную подушку шириной 40-50 см. Слои не контактируют непосредственно друг с другом, но скреплены металлическими скобами. Надёжность свайно-ростверковой конструкции обеспечивается за счёт свай из ж/б шпал, бетона и ростверка. Оба типа устойчивы к смещению слоёв почвы, обеспечивая надёжность всего строения.
Недостатки фундамента
- Необходимость применения спецоборудования. Масса одной шпалы около 200 кг. Из-за большого веса погрузочно-разгрузочные работы провести самостоятельно не получится. В этом поможет использование кран-балки и ленточных строп. Для перевозки используют специальные транспортные средства грузоподъёмностью до 40 тонн (КАМАЗ, БелАЗ). Укладка в траншеи потребует привлечения специалиста, работающего со спецтехникой (лебёдкой, краном). Это влечёт дополнительные финансовые расходы.
- Трещины. Нарушение правил погрузки-разгрузки, перевозки приводят к появлению продольных и поперечных разрывов. Если уложить такую шпалу в основание дома, то это негативно скажется на надёжности фундамента. Он даст трещину, что потребует дополнительного ремонта, сократит срок службы строения.
- Неправильная форма. Наличие ровной поверхности только с одной стороны создаёт некоторые трудности во время монтажа основания здания. Закладка фундамента требует навыков и сноровки.
- Нельзя использовать для многоэтажных строений. В строительстве многоэтажных зданий применяют свайный или железобетонный фундамент. Он обеспечивает самую высокую прочность, надёжность строения. На основании из шпал возводят лишь одно- и двухэтажные постройки. Для более высоких зданий он недостаточно прочный.
- Подгонка размеров фундамента под габариты шпал. Длину и ширину железобетонной шпалы невозможно увеличить или уменьшить. Поэтому проектируя фундамент, заранее просчитывают его размеры с учётом размеров и правил укладки используемого материала. Также необходимы точные расчёты несущей способности будущего фундамента.
- Разлитые технические масла, горюче-смазочные материалы, креозот оставляют неприятный запах после использования материала на железнодорожном полотне.
Основные рекомендации для строительства фундамента
Применение железобетонных шпал для основы здания целесообразно в одно или двухэтажных строениях: жилых домах, коттеджах, летних кухнях, гаражах, банях, теплицах. Они подходят для закладки ленточного и свайно-ростверкового фундамента.
Расчёт и проектирование основы жилого дома лучше доверить специалистам, которые просчитают размеры, точку промерзания, характеристики грунта.
Использование шпал б/у сократит расходы на закупку строительных материалов. Но погрузочно-разгрузочные, монтажные работы, транспортировка на специальном оборудовании увеличат итоговую стоимость работ. Учтите этот момент при составлении сметы.
При покупке проведите внимательный осмотр на наличие трещин и сколов, которые ослабят фундамент. Это позволить избежать использования бракованных изделий в строительстве.