Один из главных столпов современного гражданского общества – юридическая система, то есть совокупность правовых норм и институтов, позволяющая функционировать социуму в надлежащем режиме. Она подразумевает установление властных предписаний со стороны государства, которые стимулируют граждан соблюдать требования закона. За нарушение законодательных актов предусматривается применение наказания – неблагоприятных экономических, моральных или физических последствий для нарушителя.
Но очень важно помнить, что современная правовая система не возникла из ничего, не было ниспослана нам свыше, а стала итогом многовекового развития и колоссального труда огромного числа ответственных лиц. Среди них были правители, государственные служащие, законодатели, юристы, философы и даже богословы. Одними из самых древних правовых памятников, сохранившихся до наших дней, считаются законы Хаммурапи. Они послужили одновременно фундаментом для дальнейшего развития законов в других древних государствах и самым совершенным кодифицированным актом своего времени.
Общее значение законов Хаммурапи
Законы Хаммурапи были составлены ориентировочно почти 4 тысячи лет назад (предполагается, что они были высечены на знаменитом черном обелиске в 1760-1750-х годах до нашей эры). Автором этого правового памятника считается Вавилонский царь Хаммурапи. Несмотря на успешную деятельность по объединению практически всех земель Месопотамии в одном государстве, в веках он остался именно благодаря своей законотворческой деятельности. Законы Хаммурапи представляли собой высокий черный базальтовый столб, на котором были высечены 282 статьи, призванные регулировать общественную и частную жизнь всех жителей Вавилона. Историки утверждают, что большая часть законов не была разработана самим Хаммурапи, а представляла собой первый унифицированный свод законов древнего времени.
До его вступления в законную силу все спорные ситуации рассматривались по обычаям первобытного строя и на основании решения местного старейшины или мудреца. Не самая совершенная судебная система: нередко одно и то же деяние могло быть трактовано двумя ответственными за правосудие лицами противоположным образом. Законы Хаммурапи усовершенствовали правовую систему и позволили немного приблизится к единообразной практике рассмотрения противоправных действий, и надлежащего поведения для всех граждан.
Донесение предписаний Хаммурапи осуществлялось с помощью глиняных дощечек, на которые клинописью наносилось содержание норм и правил поведения. Наряду с традиционными постулатами, характерными для большинства обществ той эпохи, законы Хаммурапи содержали и несколько любопытных нововведений, значительно продвинувших законотворчество вперед.
Положительные черты законов Хаммурапи
- Улучшение положения самого низшего сословия вавилонского общества – вардумов (местное название рабов). В отличие от многих других государств и образований того времени, на основании законов рабам было разрешено вступать в брак с представителями более высоких слоев населения. За детьми сохранялись права и привилегии более высокого сословия. Подобная статья незначительно, но улучшала все еще незавидное положение вардумов, снижала социальную напряженность и немного очеловечивала рабов в глазах других жителей Вавилона.
- Законодательное установление ограничения сроков нахождения в рабстве для лиц, которые в него попадали из-за задолженностей перед ростовщиками. В древнем Вавилоне было удивительно легко попасть в рабство. Достаточно было не возвратить долг кредитору и он имел право забрать любого из членов семьи должника в рабство. Причем без всяких ограничений. Вне зависимости от размера задолженности. Законы Хаммурапи закрепили срок в 3 года и установили запрет на убийство таких рабов (по обычаям тех времен, убийство раба считалось не лишением жизни, а нанесением материального ущерба в виде порчи имущества).
- Материальное обеспечение семей погибших воинов. Очень важный закон для нормального функционирования общества Вавилона. Хаммурапи прославился не только своим сводом законов, но и объединением всей территории Месопотамии в одном государстве. Подчинение разорённых племен и общин требовало использования грубой военной силы. Сопровождалось большими потерями среди вавилонских воинов. Множество семей оставалось без кормильцев. Несмотря на привычную картину с постоянными войнами по всему миру, именно в законах Хаммурапи впервые была заложена первая социальная помощь для семей погибших.
- Создание прообраза презумпции невиновности. В одной из статей законов Хаммурапи утверждалось, что не может быть признанным вором то лицо, которое не было поймано на месте преступления. Это простое: «не пойман – не вор» можно рассматривать как первый кирпичик фундамента одного из важнейших институтов современного уголовного и гражданского права.
- Закрепление суровой ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Естественно, что формулировка была не такой вычурной, но ее суть сводилась к простой ситуации: в случае, если ты обвиняешь человека в убийстве и выясняется, что он невиновен, то тебя самого казнят. Хороший стимул быть более избирательным и обходительным в случае спорной и неоднозначной ситуации. Защищало честных людей от клеветы со стороны недоброжелателей.
Отрицательные черты законов Хаммурапи
- Испытание водой как один из видов доказательств в судопроизводстве. Кроме свидетельских показаний, которые были основным способом установления истины в споре, широко применялось и испытание водой. Суть «доказательства» заключалась в следующем: обвиняемого в преступлении бросали в воду с сильным течением. Если он не тонул, а выживал, то считался невиновным. В обратном случае – вина считалась доказанной за счет божественного вмешательства. На самом деле, как ни трудно догадаться, испытание водой доказывало только способность человека плавать и реальным свидетельством невиновности его считать сложно.
- Значительное количество очень суровых наказаний. В отличие от современных законодательных актов, законы Хаммурапи содержали большое количество деяний, за которые полагалась казнь. Особенно печально, что среди них значилась и кража. Украл персик – тебя могут лишить жизни на законных основаниях. Соразмерность преступления и наказания не прослеживалась. Выяснение контекста ситуации также роли не играло.
- Принцип Талиона – основной вид наказания. Традиция причинять обидчику тот же вид негативных последствий, что был совершен по отношению к пострадавшему, перекочевала из первобытного строя. До денежных штрафов было еще далеко, потому за выбитый зуб приходилось расплачиваться своим же зубом. «Око за око» не самый оптимальный вид наказания, даже для достаточно древнего общества.
- Бедственное положение рабов. Законы Хаммурапи позволили несколько приблизить правовой статус низшего звена общества Вавилона к низшим слоям населения, но до кардинальных перемен было еще очень далеко. Рабы все еще больше расценивались как орудия труда и вещи, а не полноправные люди. За устное оскорбление представителя высшего сословия вардуму отрезали ухо.
- Неравные права между представителями формально свободных сословий. Выражалось в куда меньшем объеме личностных прав мушкенумов в сравнении с авилумами. Если мушкенум наносил физические повреждения авилуму, то размер наказания определялся на основании принципа Талиона. При смене ролей с авилума просто взымался денежный штраф.
Выводы
Законы Хаммурапи сыграли значительную роль в зарождении и становлении правовой системы и постепенном замещении первобытных обычаев конкретными законами. Они содержали ряд прорывных статей, позволившим более современным законодателям создавать все более совершенные нормы и законы, опираясь на опыт применения законодательства в Вавилоне. Большинство недостатков свода законов царя Хаммурапи продиктованы духом времени и обычаями тех лет.
Для современного общества законы Хаммурапи служат не только первым примером правового памятника, но и источником многих полезных концепций для современных правовых систем. Отдельной похвалы заслуживает четкая систематизация и практически полное отделение религиозных догм от процесса судопроизводства.