Главные события выступления старообрядцев

Главные события выступления старообрядцев

В 1650-х годах начался раскол в Русской православной церкви, в основе которого была – реформа патриарха Никона. Эволюция христианского богослужения затронула и православную церковь. Изменения были внесены в перевод книг для богослужения, в некоторые обряды. Целью была унификация обрядов, что действовали тогда в Греческой православной церкви. И хотя реформа была поддержана царем Алексеем Михайловичем, у нее были и свои противники – они получили название «старообрядцы». XVII век ознаменовался несколькими их выступлениями.

Основные выступления старообрядцев в 1660-1680 годах

Движение старообрядцев объединяло представителей разных социальных слоев. Они по-разному реагировали на церковную реформу патриарха Никона. Некоторые группы старообрядцев совершали коллективные самоубийства (всего за 20 лет таким способом ушло из жизни около 20 тысяч человек). Другие – оказывали вооруженное сопротивление правительственным войскам.

Старообрядцы

Всего было три случая вооруженных выступлений старообрядцев:

  1. Соловецкое восстание, происходившее в 1668-1676 году, стало первым таким крупным выступлением,
  2. Московское восстание 1682 года было первым Стрелецким бунтом, и причины заключались не в религиозном расколе, а в политическом кризисе и недовольстве стрельцов своим положением. Однако старообрядцы попытались использовать кризис в своих целях, призывая стрельцов отстаивать старую веру,
  3. Выступления на Дону в 1670-1680 годах.

Даже после воцарения Петра I выступления старообрядцев продолжались, хотя таких крупных восстаний больше не было.

Во время выступления старообрядцев

Главные события

Выступления старообрядцев во многом носили хаотичный характер. Но определенную последовательность проследить можно, по крайней мере, в крупнейшем восстании, которое происходило на севере, в Соловецком монастыре. События развивались так:

  1. В ходе русско-шведской войны 1656-1658 годов Соловецкий монастырь становится важнейшим военным форпостом. Его укрепляют по всем правилам фортификационной науки, здесь имеется все необходимое вооружение. Все насельники монастыря — это не мирные люди, но воины. На случай блокады в монастыре имеются съестные припасы, также его снабжают продуктами поморы – монастырь для своего времени был очень влиятельным,
  2. В 1657 году в монастырь присылают из Москвы новые церковные книги для службы, в которые внесены изменения, принятые Никоном. Соборные старцы приказывают запечатать эти книги, а службы проводят по старым,
  3. В 1666-1667 году монахи Соловецкого монастыря пишут и отправляют в Москву пять челобитных – они выступают перед царем в защиту старых обрядов,
  4. В 1667 году церковь созывает Московский собор, на котором старообрядцев предают анафеме, а старый богослужебный чин вовсе отменяется,
  5. В июле 1667 года в Соловецкий монастырь назначают нового настоятеля – отца Иосифа. Он полностью поддерживает церковные преобразования, и предполагается, что он сможет навести порядок и в монастыре. Однако монахи созывают свой собор и отказываются принять нового настоятеля, более того – его изгоняют из монастыря. Новым настоятелем выбирают архимандрита Никанора. Московские власти рассматривают акт неповиновения как настоящий бунт,
  6. Май 1668 года – царь направляет на Соловки стрельцов. Войском командует стряпчий Игнатий Волохов. Считается, что стрельцы смогут привести насельников обители к повиновению. Но увещания посла, которого стрельцы направили в монастырь, на монахов не подействовали. А когда войско попыталось взять обитель силой, его защитники начали стрелять из пушек, и стрельцы вынуждены были отступить.
  7. 1667-1672 годы. Осада Соловецкого монастыря. На самом деле войско вело осаду довольно вяло. Московские власти надеялись на то, что ситуацию получится урегулировать мирным путем. По сути, осаду вели только в летние месяцы, когда стрельцы пытались заблокировать монастырь, оборвать его связи с материком. Зиму войско проводило в Сумском остроге, причем часть стрельцов (тех, что были из местных) распускали по домам,
  8. Лето 1672 года. Власти присылают нового командующего (К. Иевлева) и подкрепление. Теперь монастырь осаждали более 700 человек, но без особого результата,
  9. В сентябре 1673 года опять сменился командующий. Теперь им стал воевода Иван Мещеринов. Московские власти приказали ему переходить к более активным действиям, и он начал обстреливать монастырь из пушек. До этого царь пробовал решить проблему без кровопролития. Всем, кто придет с повинной, обещали прощение,
  10. Зимой 1674 года рано наступили холода, стрельцы были вынуждены опять отступить в Сумский острог. Но на следующий год численность войска была удвоена. Любопытно, что даже в этот, уже более тяжелый период осады, монахи Соловецкой обители молились о здоровье царя Алексея Михайловича. Они перестали молиться за него только в январе 1675 года,
  11. Летом 1675 года военные действия против монастыря возобновились и ужесточились. Обе стороны несли потери. Мещеринов приказал окружить монастырь земляными городками, и под их прикрытием стрельцы начали делать подкопы под укрепление. В августе прибыло подкрепление, и воевода решил не снимать осаду на зиму, хотя стрельцы несли большие потери,
  12. В январе 1676 года воевода предпринял попытку штурма монастыря, но она оказалась неудачной.
  13. В феврале 1676 года один из перебежчиков из монастыря рассказал воеводе о том, что в одной из башен есть слабое место – заложенное кирпичами окно, через которое можно проникнуть за час до рассвета, потому что в это время как раз происходит смена караула. Через две недели несколько десятков стрельцов проникли через это окно на территорию монастыря и открыли ворота войску. Почти все защитники обители погибли в бою, из уцелевших многие были казнены на месте или чуть позднее.

Всего из 500 насельников монастыря выжило 14 человек, в основном их разослали по другим острогам.

Восстание старообрядцев

Последствия выступлений старообрядцев

Старообрядцы не были однородной политической или религиозной силой, между ними постоянно возникали противоречия, и на помощь Соловецкому монастырю никто бы не смог прийти. Тем более, что они не собирались восставать против власти или существующего порядка, их вера в «доброго царя» была практически безграничной. Но зерна сомнения были посеяны, а власти не сделали никаких выводов. И в 1682 году старообрядцы попытались воспользоваться недовольством стрельцов и снова вернуться к вопросам религии. Им это не удалось. И раскол в Русской православной церкви не преодолен и на текущий момент.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *