Типтроник (Tiptronic) – разновидность автомобильной коробки переключения передач, совмещающая в себе функциональность автоматической и механической КПП. Благодаря этому у водителя появляется возможность торможения двигателем и ускоренного разгона при обгоне.
Типтроник является разновидностью автоматической КПП, позволяющей перейти на ручную смену скоростей. Это даёт больше возможностей управления транспортным средством. Но, как и другие виды КПП, Tiptronic имеет свои преимущества и недостатки, которые следует учитывать при выборе авто.
Особенности и принцип работы
Tiptronic является своего рода модификацией секвентальной трансмиссии, применяющейся в профессиональном автотранспорте. Последняя обеспечивает возможность переключения скоростей без перехода на нейтраль, но не позволяет перескакивать через 1-2 передачи. КПП Типтроник разработана для совмещения в одном устройстве удобств автоматической и секвентальной трансмиссий. Данный тип коробки был разработан немецким автопроизводителем Porsche. На данный момент применяется многими производителями гражданских и спортивных автомобилей.
АКПП работает по принципу планетарной трансмиссии, секвентальная – с помощью группы шестерен, позволяющих достигать повышенного крутящего момента. Соединить эти 2 типа трансмиссий в одном агрегате невозможно. Поэтому в коробке Типтроник используется принцип «автомата» с усилением планетарных шестерен при помощи гидротрансформатора, что обеспечивает жёсткую связь с каждой передачей.
Обеспечивается возможность управления трансмиссией как в автоматическом, так и в ручном режиме с помощью рычага. При этом переключение осуществляется не полностью механически. Посредством изменения положения рычага электроника авто получает сигнал перехода на повышенную или пониженную передачу.
В автомобилях с Типтроником установлены только педали газа и тормоза, как и в моделях с АКПП. С помощью рычага кулисы можно переключать следующие режимы работы трансмиссии:
- «P» – остановка (парковка). Трансмиссия блокирует движение автомобиля при остановке на парковке или в гараже.
- «N» – нейтраль. Отключает передачу крутящего момента с двигателя на колёса для свободного качения транспортного средства.
- «R» – задний ход.
- «D» – стандартный режим езды вперёд, предполагающий плавное повышение и понижение передач по мере разгона и замедления.
Режим Tiptronic включается специальными кнопками или переключателями. Обычно для этого в корпусе кулисы предусмотрена специальная T-образная выемка. Перейдя в данный режим, водитель может вручную управлять КПП, передвигая кулису в положение «+» (повышение) или «-» (понижение). В современных моделях авто для этого могут применяться подрулевые лепестки или отдельные кнопки с обозначениями «+» и «-».
КПП Типтроник работает по следующему принципу:
- Водитель с помощью рычага, лепестков или кнопок переводит коробку в режим ручного управления.
- В электронный блок управления коробки (ЭБУ) поступает сигнал включения специального программного модуля.
- Программный модуль по команде водителя осуществляет смену передач.
Преимущества коробки Tiptronic
К ключевым достоинствам данного типа КПП можно отнести:
- Возможность ручного управления трансмиссией. Это особенно актуально при возникновении нестандартных ситуаций на дороге, к примеру, когда нужно выполнить торможение мотором.
- Отсутствие рывков автомобиля при смене передач. Переключение происходит плавно и мягко.
- Предусмотрена защита от повреждения двигателя. В механической КПП данной функции нет, поэтому неопытный водитель может повредить мотор при неправильном переключении.
- Коробка передач находится под контролем бортового компьютера как в автоматическом, так и ручном режимах. Это исключает риск внезапных или неправильных переключений. Если произойдёт неправильное переключение, электроника проигнорирует команду водителя.
- Снижение расхода топлива. Благодаря ручному управлению, автомобилист может снизить расход топлива. Но, в сравнении с механической КПП данный эффект не так заметен.
- Длительный срок эксплуатации.
- Наличие разных режимов эксплуатации. К примеру, в современных авто помимо стандартных режимов могут присутствовать спортивный и зимний. Исходя из условий, можно выбрать оптимальный вариант для повышения комфорта езды.
- Простота и удобство. В некоторых автомобилях для управления Типтроником предусмотрены лепестки, что позволяет переключать передачи, не отрывая рук от рулевого колеса.
- Удобство обгона благодаря возможности резкого ускорения.
- В зимнем режиме можно трогаться со 2-й передачи на скользкой дороге, что исключает риск пробуксовки.
- Система практически не влияет на стоимость автомобиля. Цены на авто с классической АКПП и модели с Tiptronic находятся в одном диапазоне.
Недостатки КПП Типтроник
Несмотря на массу достоинств, такая коробка имеет и несколько минусов:
- Большой вес и размеры, что обусловлено наличием дополнительных узлов в трансмиссии. Это приводит и к утяжелению автомобиля в целом.
- Несмотря на наличие ручного режима водитель не может полностью контролировать работу трансмиссии, поскольку основные функции по смене передач выполняет ЭБУ.
- Невозможно зафиксировать коробку на заданной ступени. Управление всё равно будет осуществляться согласно логике программы.
- Задержка при смене передач. Поскольку команда передаётся не прямо трансмиссии, а через ЭБУ, возникает задержка, длительность которой иногда превышает 0,5 сек.
- Сложность конструкции, что затрудняет и увеличивает стоимость ремонта коробки.
Заключение
Коробка Типтроник заслуженно считается одним из лучших вариантов управления трансмиссией. Благодаря переходу в ручной режим водитель получает больше контроля над автомобилем. При этом остаётся и возможность езды в полностью автоматическом режиме, как и при использовании традиционной АКПП.
Используя ручное управление, водитель имеет возможность своевременнее и правильнее среагировать в экстренной ситуации. Возможность торможения двигателем позволяет избежать скольжения в зимний период. При этом наличие функции Tiptronic практически не влияет на итоговую стоимость автомобиля. Поэтому такую коробку можно рекомендовать всем начинающим и опытным автолюбителям, предпочитающим АККП, но желающим иметь возможность и ручного управления скоростями.