Метод анкетирования используется для опроса большой группы людей, проживающих на большой территории, для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов. Инструментом опроса является анкета, которая содержит инструкцию по заполнению и перечень вопросов с возможными вариантами ответов, из них анкетируемый (респондент) должен выбрать наиболее подходящий. Лицо, проводящее исследование, называется анкетер.
Что собой представляет анкета
В анкете содержатся следующие виды вопросов:
- Касающиеся личности респондента (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение и др). Данные служат для осуществления дальнейшей обработки материалов анкетирования относительно групп людей, что позволит сопоставить полученную информацию из аналогичных подгрупп.
- Определение фактов сознания, которые способствуют выявлению у респондентов мнений, планов, мотивов, ожиданий, оценочных суждений.
- Определение фактов поведения, которые руководят поступками, действиями и результатами деятельности людей.
Какие существуют методы анкетирования
В анкетах могут встречаться открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Так, на открытый вопрос должен последовать полный ответ, который опрашиваемый должен сформулировать самостоятельно. Закрытые вопросы позволяют сопоставить результаты анкет респондентов, но они не содержат всей полноты ответов, мнений или оценок испытуемых, что приводит к необдуманности и машинальности ответов. Полузакрытый вопрос применяют тогда, когда составитель не знает все возможные варианты ответов или желает более точно выяснить индивидуальное мнение всех обследуемых лиц. Для этого в анкете рядом с готовыми ответами содержится графа «другие ответы» и несколько пустых строк.
Если требуется получить откровенный ответ на вопросы относительно личной оценки событий или личностей, выразить критическое отношение к ним, вводят косвенный вопрос, маскирующий критическую составную информации. С этой целью используется какая-либо воображаемая ситуация, на которую респондент должен дать свой вариант ответа. Основные вопросы направлены на получение подробной информации от каждого респондента. Если необходимо получить сведения от части респондентов, используют вопросы-фильтры. Они представляют собой «анкету в анкете».
Этапы проведения анкетирования
Метод анкетирования предполагает прохождение определенных этапов, среди них:
- Определение темы анкетирования, постановка решаемых проблем и задач.
- Разработка анкеты с большинством открытых вопросов.
- Пилотажное анкетирование и его анализ.
- Уточнение текстов инструкций и вопросов.
- Проведение анкетирования.
- Обобщение результатов опроса и подготовка отчета.
В чем плюсы и минусы анкетирования
Анкетирование не может охватить всех членов изучаемой общности, поэтому имеет выборочный характер. А получение достоверной и надежной информации зависит от репрезентативности выборки. При разработке текста анкеты, нужно использовать разнообразные типы и формы вопросов, ведь все они имеют свои достоинства и недостатки. Нужно учитывать и последующую обработку анкетных данных. Более сложно обработать открытые вопросы, в то же время, закрытые вопросы в форме «меню», шкал, таблиц являются более удобными для обработки, но не гарантируют всей полноты оценок респондентов.
К плюсам метода можно отнести:
- Анкетирование позволяет привлечь к исследованию значительное количество респондентов.
- Возможность получения информации от большого количества людей за короткий промежуток времени.
- Возможность осуществления компьютерной обработки информации.
- При анонимном анкетировании можно получить большее количество правдивых и открытых высказываний.
К минусам метода относятся:
- Зависимость от репрезентативности выбора, правдивости ответов, распыления элементов в общей выборке и плане выборки.
- Влияние субъективных факторов, таких как нежелание давать правдивые ответы, поспешность и необдуманность ответов.
Выводы
При наличии многих негативных мнений относительно метода анкетирования, сегодня он относится к одним из основных для изучения отдельных личностей при приеме их на работу, учебу, с его помощью изучают любые аспекты общественных отношений.