Неформальные отношения в менеджменте: плюсы и минусы

Неформальные отношения в менеджменте: плюсы и минусы

В организации зачастую преследуется формальная структура взаимодействия между сотрудниками, но в некоторых компаниях строятся неформальные отношения, которые позволяют достигать все поставленные цели. Существуют фирмы, где взаимоотношения бывают как официальные, так и неофициальные. Обычно на таких предприятиях в коллективе царит дружественная атмосфера, но она никак не отражается на работе, так как сфера деятельности не соприкасается с межличностным общением. Неформальная атмосфера подразумевает контакт между вышестоящим руководством и подчиненным, строящийся на равноправии. Иногда формальность свойственна тем, кто по работе не связан (разные отделы, структуры).

Общая информация

Неформальные отношения – это перетекание делового контакта в личный. Такое явление встречается довольно часто. Это связано с тем, что с коллегами проводится больше времени, чем с близкими. Неформальность свойственна малым организациям, где общение между сотрудниками тесное. Проявляется это в совместном времяпрепровождении, корпоративах, походах и так далее. Люди, работающие на одну компанию, могут знать особенности личной жизни других. К неформальному общению на рабочем месте склоны представительницы женского пола.

Пятидневная рабочая неделя становится причиной тесного общения между коллегами. Это происходит произвольно, но есть ряд причин формирования такого рода отношений в менеджменте. У многих людей есть желание быть неотъемлемым элементом команды, которое повышает самооценку. Человеку необходимо чувство принадлежности, понимание того, другие работники без него не справятся. Если работа интересна, то возникает сплоченность в коллективе, а это ведет к взаимопомощи и взаимопониманию. Тесное общение становится импульсом для возникновения дружеской атмосферы. Совместные чаепития, обсуждения – это укоренение прочной связи.

Если в компании отношения неофициальные, то любой результат воспринимается как общее достижение. Люди соотносят свои успехи со стараниями каждого работника. Для такого предприятия характерна идентификация сотрудника как члена большого семейства. Личный контакт благоприятствует тому, что в коллективе царит откровенность, доверие, нередко так становятся лучшими друзьями. Несмотря на то, что неформальное взаимодействие строится по принципу отсутствия четкой границы между работниками, распределение ролей все-таки имеется. Каждый член предприятия является личностью, обладает индивидуальностью.

Неформальные отношения в менеджменте

Преимущества неформальных отношений

  • Каждому человеку хочется, чтобы его работа приносила лишь удовольствие. Неформальные отношения в коллективе характеризуются тем, что сотрудники стремятся к результатам, а дело приносит счастье и удовлетворение. Работа воспринимается как времяпрепровождение с друзьями, с которыми приятно общаться и делиться впечатлениями. Благодаря этому в коллективе редко отмечаются ссоры и неурядицы, а общее настроение положительное.
  • Преданность работодателю. Работники, имеющие крепкие дружеские отношения с коллегами, не станут менять место работы, так как атмосфера имеет огромное значение. Многие пренебрегут более высокой заработной платой, если на кону будут стоять выстроенные отношения.
  • Желание развивать организацию. Если человек чувствует себя важным членом трудового коллектива, где главенствует неформальность, он будет желать, чтобы его место работы совершенствовалось.
  • Неформальное общение на работе способствует адаптации человека в социуме.
  • Легкое протекание стрессовых ситуаций, проблем или рабочих неприятностей. Общение строится простым и доступным для всех образом.
  • Информация по компании распространяется быстрее, что способствует росту производительности.

Дружба на работе

Недостатки неформальных взаимоотношений в менеджменте

Неформальная атмосфера на работе – это не всегда залог успеха. Большинство руководителей согласны с точкой зрения, что не стоит стремиться к такому выстраиванию отношений в коллективе. Они руководствуются рядом причин.

  • Исключение личностного роста. Если у человека присутствует осознание того, что коллеги его уважают и ценят, он перестает развиваться. Это связано с тем, что в неформальной обстановке огрехи и проступки прощаются, а это приводит к отсутствию самореализации.
  • Неформальность ведет к сплетням. Тесное общение и отсутствие четких границ рано или поздно станет причиной слухов и недомолвок. Сплетни рождаются не только среди женского коллектива, но и среди мужчин. Наличие клеветы может стать основанием для подрыва деловых отношений.
  • Торможение модернизации. Устоявшийся и дружный коллектив часто не соглашается с новыми правилами или изменениями в их обычном расписании. У работников возникает чувство, что их ущемляют и портят то, что они уже выстроили общими усилиями. Это возникает при найме других сотрудников, повышении квалификации, увольнении близких и так далее.
  • Высокая вероятность межличностных конфликтов.
  • Появление оппозиции с формальным построением рабочих отношений, что приводит к подмене ценностей и сопротивлениям со стороны работников.
  • Риск появления ленивых сотрудников и неофициальных лидеров, которые подрывают авторитет начальства.

Вывод

Наличие неформальных взаимоотношений в менеджменте имеет свои плюсы и минусы. Тесный контакт влияет на работу и производительность. Успех в управлении таким коллективом зависит от руководителя, который должен владеть психологическими знаниями. Директор вынужден постоянно анализировать общение, чтобы минимизировать вероятность ссор и вольностей.

Каждый начальник самостоятельно решает, как ему выстраивать трудовой процесс. Зачастую выбор падет на формальную структуру, чтобы избежать проблем в дальнейшем. Молодые руководители же, наоборот, приветствуют неформальность, считая, что она способствует эффективности. Но в любом случае у сотрудников должно быть уважение к вышестоящему руководству.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *