Необходимость в упаковке предметов, товаров, продуктов возникла у людей много тысячелетий назад, причиной тому была возникшая потребность в хранении или перевозке чего-либо.
Упаковка — материал или предмет, предназначенный для хранения либо защиты товара или продукта в момент транспортировки. Первоначальное понятие упаковки сильно отличалось от современного — это были глиняные сосуды или кувшины. Позднее появилась стеклянная тара — небольшие бутылочки (флаконы), использовались они лекарями для хранения лекарственных или косметических средств. Прошло еще около пяти сотен лет, стали изготавливать деревянные бочки для хранения, транспортировки продуктов или вина. И только в 105 году нашей эры в Китае появилась первая бумага. До России налаженное бумажное производство дошло лишь к 16 веку.
Вплоть до нашего времени производство упаковочных материалов постоянно развивается, пополняя рынок новыми современными видами: тубы из алюминия, фольга, пластиковые и картонные коробки, полиэтиленовые и бумажные пакеты.
Общая информация
Бумажные и полиэтиленовые пакеты находятся в постоянной конкуренции, но первые получили последнее время особенное распространение по причинам предпочтения на рынке натуральному и природному сырью, которым и является бумага.
Изготавливаются бумажные пакеты по специальной технологии из различных видов бумажной основы:
- Мелованная бумага — самый популярный материал, плотность около 170 гр/ м2.
- Крафт-бумага — оберточный материал серого цвета повышенной прочности, изготовленный из древесины методом сульфатной обработки.
- Картон — материал с плотностью 200-250 гр/м2, что выше, чем мелованная бумага, выдерживает более высокие нагрузки.
- Дизайнерская бумага или дизайнерский картон — эксклюзивный материал, дорогостоящий, но имеет очень красивый и презентабельный вид, широкую палитру расцветок, фактуры и отделок.
- Имитлин, эфалин — целлюлозные материалы в виде переплетения волокон, отличаются разнообразной фактурой, тиснением, расцветками и добавлением синтетических волокон для повышения износоустойчивости.
- Полилит — бумага, состоящая полностью из синтетического сырья, обладающая повышенной стойкостью к влаге, маслам, воздействию тепла, химических веществ. Материал дорогой, но имеет недостаток — нарушение прочности в местах повторного сгибания.
Современные технологии позволяют наносить на пакеты всевозможные рисунки печатным методом, с помощью трафаретов, окрашивать их в любые цвета, применять тиснение фольгой, ламинировать, создавая матовые или глянцевые поверхности. Ручки пакетов могут быть выполнены методом прорубания либо веревочного типа, различной длины и расцветок.
По своей конфигурации и исполнению пакеты бывают:
- Горизонтальной формы.
- Вертикальной формы.
- Высокие и узкие для бутылки.
- Квадратные.
Основное предназначение бумажных пакетов можно условно разделить на три группы:
- Для хранения или перемещения продуктов, предметов, товаров — фасовка, хранение, транспортировка сыпучих продуктов, строительных смесей, кондитерских изделий.
- Для рекламы товаров, услуг, распространения информации — фирменная упаковка товара в торговле, на производстве.
- Для создания индивидуального, стильного имиджа — пакеты с логотипами компаний как неотъемлемая часть корпоративного облика.
Плюсы
Повышенный спрос потребителей на бумажные пакеты обусловлен хорошими эксплуатационными характеристиками такой упаковки:
- Простота производства, невысокая себестоимость, возможность повторной переработки, доступная цена для потребителя.
- Экологичность — в состав входит натуральное сырье.
- Воздухопроницаемость — качество, незаменимое при хранении овощей или фруктов.
- Легкость утилизации — разложение происходит в природных условиях без вреда для окружающей среды.
- Огромный ассортимент видов, множество вариантов печатного оформления и нанесения рисунка, логотипов, тиснения.
- Непрозрачная упаковка позволяет потребителю скрыть от посторонних взглядов содержимое пакета.
- Презентабельный вид хорош при создании оригинального стиля, упаковки подарков, косметики, сувениров.
Минусы
Бумажные пакеты, по сравнению, например, с полиэтиленовыми, как основным конкурентом в упаковке, имеют ряд слабых сторон:
- Более высокая цена в отличие от бюджетной полиэтиленовой упаковки.
- Ограниченность многократного использования бумажного пакета делает его менее экономически выгодным.
- Нарушение структуры или прочности под воздействием тепла и влаги, которые не подлежат восстановлению.
- Форма упаковки имеет острые углы, высокий коэффициент жесткости.
- Опасность разрыва при соприкосновении с острыми предметами.
- Имеют существенное ограничение по весовой нагрузке.
- Разрушаются под воздействием химических веществ, впитывают масла, сохраняют посторонние запахи.
Выводы
Обширное применение бумажных пакетов в качестве упаковки на рынке товаров и услуг, спрос на них постоянно растут. Такому явлению есть логичное объяснение:
- Необходимость улучшения экологии заставляет производителя выпускать упаковочные материалы из натуральных компонентов, разложение которых не нанесет вреда природе и человеку. Полиэтиленовый пакет после использования будет разлагаться более 100 лет, бумажный — от нескольких месяцев до 5 лет. Разница существенная, выбор бумажной тары позволит уменьшить количество мусора, которое необходимо где-то хранить.
- Стильная и дизайнерская упаковка подарков, сувениров, книг, канцелярии, косметики, парфюмерии выглядит более дорогой, яркой, оригинальной, свидетельствует о наличии вкуса, она уже давно вытеснила бюджетные полиэтиленовые варианты.
- Пористая бумажная поверхность позволяет «дышать» содержимому пакета, препятствует распространению бактерий, образованию плесени и гниению. Такие качества с успехом используются для хранения продуктов питания, фруктов, ягод, овощей.
Насыщение рынка упаковочными товарами с бумажной и полиэтиленовой основой в данный момент находится в соотношении «пятьдесят на пятьдесят». Тенденция отказа от долго разлагающегося пластика, полиэтилена, несомненно, приводит к еще большей популярности бумажных пакетов, повышению на них покупательского спроса, улучшению качественных характеристик, созданию и производству новых форм, видов, фактурной отделки.