Петр I вошел в историю, как человек – реформатор, именно при нем Русь сменила политическое направление, ориентируясь на запад. Этот царь закончил формирование централизованного государства. Изменения коснулись многих сфер жизни, без внимания не осталась и церковная деятельность.
Главным значением реформы являлась задача снизить влияние церкви и сделать духовенство зависимым от решений царя.
Предпосылки для проведения церковной реформы
- В связи с тем, что Петр I вел много военных действий, денежные ресурсы стали иссекать. При этом церковь занимала значительную часть земель и не уплачивала налоги, что отражалось на казне.
- Духовенство хотело встать рядом с государем, как это было при Филарете. Петр желал добиться абсолютной власти, что требовало снизить авторитет церкви.
- Многие церковные деятели оказались против реформ царя, некоторые осмеливались называть его антихристом. По городам ходили обличительные письма, которые приходили из монастырей.
- Петр недолюбливал монахов с детства, он ассоциировал их с фанатиками. Отрицательных эмоций добавил сговор жены Евдокии и сына Алексея с церковниками.
- Вследствие того, что церковь не выплачивали налоги в казну, она могла продавать товары по сниженной цене, что подрывала торговые дела купцов.
После смерти патриарха Андриана, Петр назначил его заместителем митрополита Стефана Яворского, в его распоряжения перешли лишь дела веры, остальное было передано в приказы. Стефан являлся удачной кандидатурой, ведь всегда поддерживал политику царя. В силу вновь вступили Монастырские приказы, главой учреждения стал И.А Мусин-Пушкин.
Положительные моменты реформы
- Государство стало получать деньги с духовенства: церковные земли продавались всем желающим, доход, полученный из монастырей и церквей, начал облагаться налогом. Появился запрет на строительство монастырей. Также финансовые дела улучшились из-за того, что реформировали количество духовенства. Особому сокращению подверглись монахи, им, было, приказано закрепиться за теми местами, где их посчитают особый переписчик. Всем непостриженным требовалось покинуть монастырские земли.
- Усилилась численность армии, в связи с тем, что рекрутская повинность распространялась на людей при церкви, за исключением священнослужителей и их семей.
- Началась борьба с нищенством, в богадельни разрешалось прибывать только реально немощным людям.
- Благодаря проведенной реформе завершилась централизация государства, вследствие того, что церковь потеряла свою власть, и единственным правителем стал царь.
- Некоторое время на Руси происходили положительные действия в отношении другой веры. Допускались браки православных с людьми чужой религии.
- Снизилась численность духовенства, вследствие чего появилось более эффективное распределение человеческих ресурсов. По уходу за нищими закреплялся один монах на 3-4 человека. Необходимо было 2 священнослужителя на приход в 250 дворов. Если церковник признавался лишним, то он должен был найти себе новое место.
- К церковной реформе можно отнести преобразование календаря, теперь дата Нового года была перенесена на 1 января.
- Из типографии вышла новая азбука, которая «потеряла» несколько букв от созданной Кириллом и Мефодием. Словарный запас обогатился заимствованию из иностранных языков.
- Феофан Прокопович, помощник Петра в создании реформы, выпустил букварь с толкованием «Отче наш» и заповедей из Евангелия. Позже эту книгу читали на проповедях.
- Сокращалось число «бродяжного духовенства», такие священники стояли на перекрестки больших улиц, где собирался народ. Там они предлагали свои услуги: справить службу на дому или прочитать сорокоуст. Такая ситуация была возможной по причине легкого получения сана, поэтому Петр принял меры, чтобы сократить численность духовенства. Он положительно относился к тем, кто желала выйти из сана. Также царь запретил церковнослужителям посещать дома, разрешалась приходить лишь к больным и умирающим.
Отрицательные значения
- Ужесточили правила посещения церкви, за отсутствие без весовой причины, налагался штраф. В храмах на службе необходимо было соблюдать тишину, иначе виновник подвергался денежному наказанию. Теперь каждый человек должен исповедоваться не менее 1 раза в год, за этим четко следили и составляли специальные документы. Если во время разговора священнослужителю расскажут о каком-то незаконном поступке или о чем-то, что подрывает власть царя, то церковник обязан доложить об этом человеке в специальный орган. Такое нарушение таинства исповеди привело к тому, что люди стали с недоверием относится к церкви.
- Поначалу Петр относился с терпением к другим религиям, но позже обязал всех иноверцев принять православие в течение полугода, иначе их земли переходили в собственность государя. Кто соглашался со сменой религии, тот получал некоторые поощрения в виде снижения налога, иногда им доставались во владения деревни.
- Запрещалось на улицах подавать милостыню нищем, при желании можно отдать деньги в богадельню. За нарушения правил с доброжелателя взимался штраф.
- В женских монастырях разрешили постриг лишь после 40 лет.
- Когда, несмотря на перемены, число нищих стало расти Петр принял новые меры: велел всех пойманных попрошаек бить, если это владельческий крестьянин, то вернуть назад хозяину, чтобы тот дал ему работу. А за то, что допустил такое, владельцу назначался штраф. Если нищие попадались во второй раз, то мужчинам грозила каторга, а женщинам прядильни, детей отправляли работать на мануфактуры.
По итогам церковной реформы можно сказать, что Петр добился поставленных целей: он снизил влияние духовенства, в казну стала поступать дополнительная прибыль, человеческие ресурсы распределились более эффективно.