Основные плюсы и минусы федеративного государства

Основные плюсы и минусы федеративного государства

В настоящее время существует большое количество различных форм устройства государственного строя: монархия, республика, федерация. В зависимости от того, какой именно строй подразумевается в государстве существуют определенные недостатки и преимущества.

Федерация представляет собой форму государственного строя, схема которой состоит в делении страны на составные части. Каждая из таких частей является юридически и политически самостоятельной. Такие части носят названия субъекты федерации. Субъект при своей определенной независимости не обладает государственным суверенитетом.

Основным признаком федерации является наличие двух систем власти: федеральных органов и органов субъектов федерации. Субъекты федерации подчиняются общим и дополнительным законодательным актам. Дополнительные действуют только в рамках данного региона. У них имеется право на создание региональных законов. Очень часто встречается, когда такие самостоятельные единицы строя имеют свои столицу, герб, флаг и даже гражданственность. Однако, ограничение заключается в том, что, входя в состав определенной федерации, они не обладают государственным суверенитетом.

Россия — федеративное государство

Плюсы федеративного государства

Любой тип государственного строя обладает своими отличительными особенностями. Среди них можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны. Достоинствами федеративного государства являются:

  • Органы власти не могут злоупотреблять своими полномочиями. Это происходит прежде всего потому, что власть распределена между несколькими органами, органами федерации и представителями в отдельных округах. Каждый субъект преследует свои интересы.
  • Внедрение инновационных открытий проходит более эффективно. Происходит минимизация ошибочных решений на уровне государства. Любое нововведение либо реформа может быть первоначально введена в нескольких субъектах, а затем, по анализу результатов, принята либо отклонена на общей территории.
  • Расширяются возможности в ликвидации конфликтных ситуаций. Обычно конфликты возникают на той территории, интересы граждан которой затрагиваются. Так как общее государство поделено на регионы, то конфликт в большинстве случаев не выходит за пределы данной территории, то есть не выносится на государственный уровень и не подрывает его авторитет.
  • Активизируется участие в политической жизни государства. Федерализм помогает применению различного рода форм политического участия в жизни общества. Каждый отдельный индивид может претендовать на активное участие в органах самоуправления каждой отдельной территории, а также баллотироваться в представители федеральных органов власти.
  • Преимущества в военной политике. Каждый отдельный субъект имеет самостоятельную систему безопасности. В случае наступления конфликтной ситуации с другим государством региональные представители объединяются и образуют единую централизованную систему, способную противостоять даже самому мощному сопернику.
  • Выигрыш в экономической сфере. Между регионами, которые имеют свою экономическую политику не существует границ. Это позволяет снизить затраты при перемещении грузов по территории федеративного государства. Также возможно установление экономической системы, которая будет подчиняться определенным единым требованиям.
  • Представители различных территорий имеют возможность свободно выбирать культуру и вероисповедание, что не будет противоречить интересам окружающих.
  • Наличие собственного бюджета и его распределение в соответствии с целями данного представителя, а не подчинение централизованному распределению бюджетных средств, которое не всегда может учесть потребности отдаленных регионов.

Минусы федеративного государства

Отрицательными сторонами федеративного государственного строя являются следующие:

  • Субъекты федерации обладают определенного рода эгоизмом. Каждый из представителей регионов имеет свои конкретные интересы, которые могут не совпадать с интересами соседних регионов. На этой почве возможны различного рода конфликтные ситуации. Они приводят к ослаблению государства в целом.
  • Проблемы с координацией принятия решений. Органы власти в отдельных частях могут иметь свои интересы. Если они противоречат общепринятым решениям, то происходит замедление внедрение принятых законов и предписаний.
  • Неравенство в социально-экономической сфере. Различные субъекты, имея свою отдельную систему экономики, могут допускать существенные отличия в оплате труда своих граждан. Из-за этого возникает социальное неравенство между представителями различных регионов.
  • Наличие различного рода законодательных решений, которые усложняют системное управление регионами.
  • Возможность чиновничьего произвола, его предотвращение крайне проблематично.
Самостоятельность, которая подразумевается в управлении на местах, тормозит выполнение общенациональных социально-политических задач. Страдают также задачи, связанные с образованием, наукой и культурой.

Бюджет распределяется на местном уровне, но должен утверждаться представителями федеральных властей. Это обстоятельство также негативно сказывается на степени развития регионов.

Вывод

Ряд черт, которые привлекают в федеративной форме организации государственного строя могут уравновешиваться таким же количеством негативных качеств. Такая система очень усложняет правовую систему управления. Появляется дополнительный уровень управления.

В отличие от унитарного, в котором наблюдается присутствие общенационального и местного органов самоуправления, в федеративном появляется дополнительный региональный. То есть устройство такого государства значительно усложняется.  Чем структура становится сложнее, тем более запутаннее рядовому гражданину разобраться во всех перипетиях, происходящих в регионе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *