Морской транспорт является одним из ведущих в сфере перевозок пассажиров и особенно, грузов. У данного вида транспорта есть свои плюсы и минусы.
История морского транспорта
Морские виды транспорта возникли ещё за несколько тысяч лет до нашей эры. Первые корабли и лодки были вёсельными, то есть гребными — обычно греблей занимались рабы. Несколько десятков человек сидели на скамейках и держались за очень тяжёлые вёсла.
В Средние века началась эпоха Великих географических открытий, и люди научились строить большие суда, способные выдержать плавания на дальние расстояния. В XVII-XVIII веках морской транспорт активно использовался для экспорта и импорта товаров.
Одним из самых известных кораблей был пассажирский лайнер “Титаник”, затонувший в Атлантическом океане. На его борту находилось более 2200 человек, из которых выжило всего лишь около 700.
На сегодняшний день существует большое количество различных видов морского транспорта — лодки, яхты, катера, корабли, паромы, лайнеры и др. Они подразделяются на пассажирские, сухогрузные, танкеры (наливные) и служебно-вспомогательные. Современные корабли оснащены автоматическими службами и приборами, помогающими в перевозках.
Преимущества
Морской транспорт обладает следующими преимуществами:
- Низкая стоимость. Перевозки по воде стоят значительно дешевле, чем по воздуху и в некоторых случаях, чем по земле. Это объясняется тем, что затраты энергоресурсов значительно меньше, чем у других видов транспорта.
- Возможность перевозки абсолютно любых предметов. На корабле или пароме можно перевезти абсолютно всё — твёрдые и жидкие продукты, сыпучие вещества, сырьё, хрупкие материалы и металлы, автомобили и т.д.
- Возможность доставки большого груза. Даже самые большие самолёты не предназначены для перевозок крупных и тяжёлых предметов (к примеру, нефтяных платформ). В этом случае единственных выход — доставлять груз по воде. Современные грузовые корабли и лайнеры способны перевозить десятки тысяч тонн груза.
- Высокая безопасность. В море редко происходят хищения, ограбления, потери и поломки грузов. Данный вид транспорта значительно безопаснее автомобильных грузоперевозок. Единственный риск — нападение пиратских группировок, которые всё ещё плавают в некоторых морях.
Недостатки
- Зависимость от метеоусловий. Сильный ветер, гроза, туман и т.д. могут стать причиной задержки рейса. В зимнее время отправке могут мешать ледники и даже айсберги. А вблизи портов ледоколы должны открывать путь к портам, чтобы корабль мог причалить к берегу — это влечёт дополнительные расходы.
- Отсутствие круглогодичной отправки. В некоторых регионах порты работают только в определённое время года (чаще всего летом или зимой), что ограничивает возможность перевозок.
- Малая скорость. Скорость кораблей и других видов морского транспорта слишком низкая, по сравнению с самолётами. Поэтому доставка груза может затянуться. Если требуется перевезти скоропортящийся продукт, то лучше выбрать самолёт или вертолёт, так как за время путешествия по воде товар может испортиться.
- Требуется наличие оборудованных портов. Для морских видов транспорта необходимы специально оборудованные порты, так как корабль не может причалить к берегу без специальной площадки. Из этого вытекают следующие недостатки.
- Большие капиталовложения в оборудование портов. Современные порты оборудованы необходимым автоматическими устройствами для погрузки и отгрузки, которые очень дорого стоят. Поэтому многие государства тратят огромные деньги на строительство портов.
- Невозможность доставки и получения груза “из рук в руки”. Так как судно приходит в порт, то для получения товара нужно ехать туда. Данный недостаток есть практически у всех видов перевозок, кроме автомобильных.
- Морская болезнь. Если говорить о пассажирских лайнерах, то в пути человека может застать морская болезнь от укачивания. Особенно неприятно это, когда путешествие осуществляется на огромных экскурсионных лайнерах, и вместо весёлого отдыха приходится бороться с болезнью в своём номере.
Типы судов
В зависимости от назначения, морские грузовые суда подразделяются на:
- Контейнеровозы — предназначены для перевозки грузов в специальных контейнерах. Корабль представляет собой большую открытую площадку, расположенную над трюмами, в которых установлены специальные системы для размещения и закрепления контейнеров.
- Ролкеры — тип кораблей, которые могут разгружаться горизонтально. Такие судна используют, в основном, для перевозки автомобилей, трейлеров, товаров на европоддонах и т.п.
- Лихтеровозы — разновидность морской баржи, которая плывёт с помощью буксирного судна. Применяется для транспортировки грузов в лихтерах.
- Балкеры — судна, предназначенные для перевозки сыпучих грузов — угля, руды, песка, цемента, зерна и т.д. Конструкция данного типа кораблей представляет собой несколько трюмов большого объёма и специальные крышки.
- Сухогрузы — категория грузовых кораблей, предназначенных для транспортировки поштучной продукции в упаковках и не требующих специальных условий хранения. Обычно сухогрузы используют для перевозки тяжёлых и малогабаритных грузов.
- Танкеры — судна большого размера, используемые для перевозки жидких грузов — вина, сжиженного газа, цементного раствора, химических и нефтепродуктов. Для хранения перевозимых товаров используются специальные ёмкости — танки, а для погрузки и выгрузки используется насосная система.
- Газовозы — узкоспециализированные судна, оборудованные сферическими грузовыми помещениями, возвышающимися над палубой. Газовозы могут выдерживать высокий уровень давления.
Несмотря на большое количество минусов, морской транспорт является очень востребованным и выгодным способом перевозки товаров.