Уже с момента возникновения торговли потребовались люди, которые знали кому, что нужно и где это можно взять, купить, обменять. Основы товароведения, совершенно не зная об этом, заложили купцы и мануфактурщики.
Первые знания о передвижении товара включали в себя умение доставить нужное в то место, где его обязательно купят и это принесет прибыль. Образно говоря не купят лед на Аляске, а песок в пустыне. Поэтому нужны люди которые должны доставлять лед в пустыню, в нужные места и в необходимом количестве.
Что нужно знать товароведу
В первую очередь товаровед это специалист знающий о потребительских качествах товара все:
- Состав.
- Предназначение.
- Правильное использование.
- Приемлемые условия хранения.
- Сроки годности.
Само название говорит о том, что человек ведает (знает) о товаре все тонкости. Даже особенности производства и особые ингредиенты в составе того или иного продукта.
Товароведение не только включает в себя знания о реализуемом товаре, но и изучает все процессы связанные с продажами и продвижениями товара на рынке. Рассматривает возможности продукта не с точки зрения производителя, а с точки зрения реализатора и потребителя.
- Умение предоставить требуемый продукт вовремя.
- В нужном количестве.
- Организовать повышение продаж.
- Получить выгоду от реализации.
- Предусмотреть падение спроса.
- Квалифицированно организовать рекламную акцию.
- Организовать выкладку товара.
- Контролировать сроки реализации – это все должен знать и уметь товаровед.
Направления деятельности
Основными направлениями специализации можно назвать: товароведение продовольственных товаров, товароведение непродовольственных товаров, организация и технологии торговых процессов. Это и дает название специальности.
Продовольственная группа
Товароведение продовольственных товаров изучает все о продовольственной группе и о каждом продукте:
- Состав продукта и его правильное название.
- Особенности производства и условия реализации.
- Оценка качества и прогнозирование спроса.
- Условия хранения и потребления.
Умение организовать все необходимые условия для реализации, хранения товара, обеспечить сохранность во время транспортировки входит в обязанности товароведа. Прогнозирование спроса и в определенной степени его формирование тоже зависит от этого специалиста.
Продвижение продуктов на рынке, насыщенность ассортимента торговых точек, разнообразие предложения, донесение информации о продуктах до покупателя — это работа товароведа.
Непродовольственные товары
Товароведение непродовольственных товаров включает в себя знания по товарам всех групп за исключением продовольствия, а это:
- Одежда, обувь, ткани.
- Галантерейные изделия, косметическо-парфюмерные товары.
- Книги, канцелярия.
- Хозяйственная группа, товары бытовой химии.
- Бытовая техника, электроника, электротехнические приборы.
- Садово-огородний инвентарь, стройматериалы.
Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности, их знание входит в обязанности товароведа. Именно эта специализация требует постоянного изучения новых групп товара и особенностей их продаж.
Организация торговых процессов
Организация торговых процессов включает в себя знания по товародвижению и логистике, основам рекламы и правилам торговли. Товаровед должен знать основы бухгалтерского учета, обладать умением экономически анализировать спрос и рынок, уметь работать с производителями, организовывать работу торговых предприятий, знать основы психологии покупателя. Такой специалист должен быть знаком с базовыми основами многих наук и специальностей.
В чем ценность профессии товароведа
Такой специалист может распознать качество товара с первого взгляда, знает о методах торговли многое поэтому его трудно обмануть, хорошо разбирается в документальном сопровождении торговых процессов, может организовывать рекламные компании и продвигать товар, знает основы производства и тонкости реализации.
Профессия многоотраслевая, можно сказать универсальная. С такой специальностью можно работать в торговле, логистике, производстве, рекламе.
Современный рынок требует универсальных специалистов. Уже сейчас одной специальности мало для карьерного роста и достаточного материального обеспечения. Поэтому специальность товаровед одна из немногих в сфере профессионального обучения дающая базу сразу для нескольких профессий.
Минусы профессии товаровед
Эта специальность обязывает постоянно быть в курсе всех новинок рынка. Поэтому нужно постоянно повышать свою квалификацию и уделять время самообразованию.
Работая товароведом человеку приходится много общаться и ездить по командировкам. Это очень неспокойная профессия. Очень часто работа связана с полной или частичной материальной ответственностью. Для успешного владения специальностью человек должен иметь творческий подход (особенно это важно для работы в рекламной сфере), быть хорошо организованным и всесторонне грамотным.
Для работы по данной специальности недостаточно окончить специальное учебное заведение, нужна постоянная работа по изучению новых направлений связанных с продвижением и реализацией товаров. Это требует постоянного образования и работы над собой.
Кому необходимы знания основ этой профессии
Всем, без исключения, руководителям в торговле. Если ваш бизнес связан с продажами, знания по организации и технологиях торговых процессов должны стать для вас настольной книгой. Основы товароведения должны знать работники складского хозяйства и транспортировок грузов. Если вы заняты в сфере рекламы, копирайтинга вам будет легко понять как правильно работать с разными видами товаров, знать тонкости их реализации.