Основные плюсы и минусы теории о потребностей Маслоу

Основные плюсы и минусы теории о потребностей Маслоу

В начале 1950-х годов психолог Абрахам Маслоу провел опрос относительно того, что именно мотивирует людей. Он получил солидный объем информации, который привел его к рассуждениям о списке потребностей, которые человек всячески пытается удовлетворить.

Общая информация о теории Маслоу

Интересно, что сам автор теории не рисовал потребности в виде пирамиды – так эта теория оформилась значительно позже. Психолог просто распределил все потребности по мере возрастания следующим образом:

  1. Физические: еда, вода, в целом физический комфорт.
  2. Безопасность: надежность, стабильность условий жизни, защита.
  3. Социальная принадлежность и связи – это дружба, любовь, семья.
  4. Потребность в уважении – это успех, соответствующий принятым в обществе меркам, компетентность и общественное признание, независимость и т.д.
  5. Познавательные потребности – знания, умения и т.д.
  6. Эстетические потребности – красота, равновесие и т.д.
  7. Самореализация, то есть реализация собственного потенциала, поиск личностного роста, саморазвитие и т.д.

Современные исследователи часто добавляют к этому еще одну ступеньку – трансцендентность, то есть помощь другим людям в реализации их собственного потенциала.

Все эти потребности могут проявляться в разных формах, здесь нет какого-то единого стандарта. Например, кому достаточно уважения небольшой группы людей, а кто-то для удовлетворения таких потребностей начинает заниматься политикой и вступает в президентскую гонку. И такой разброс в содержании определенной потребности есть на каждой иерархической ступени.

Пирамида Маслоу

Плюсы теории потребностей Маслоу

Теория Маслоу, хотя и обладает рядом недостатков, на самом деле для своего времени была революционной. Даже сегодня следует выделить целый ряд ее преимуществ:

  • Позволила разработать несколько теорий мотиваций, которые успешно применяются на практике.
  • Смогла упорядочить потребности, объяснить, как человек переходит от удовлетворения одной потребности к другой.
  • Широко используется в маркетинге, поскольку позволяет понять, потребности какого уровня в настоящее время должна обслуживать организация, исходя из сложившейся конъюнктуры рынков. Например, во время тяжелого экономического кризиса акцент смещается на потребности нижних ступеней пирамиды.
  • Помогает при составлении долгосрочных планов и прогнозов. Компании, которые поймут, какие потребности будут актуальны для людей через несколько лет, могут стать лидерами отрасли,
  • В той или иной степени теория потребностей Маслоу повлияла на все сферы человеческой деятельности, затронула образование, бизнес-процессы, различные формы групповой терапевтической практики, которая используется для снятия стресса.

Недаром некоторые исследователи называют теорию Маслоу незаметной революцией – сложно найти человека, который никогда бы о ней не слышал или не сталкивался на практике.

Минусы теории потребностей Маслоу

Как и всякая другая теория, пирамида Маслоу не лишена недостатков. К числу основных можно отнести следующие:

  • Отсутствие эмпирических исследований в поддержку этой теории.
  • Субъективный отбор исследуемых личностей. Ученого при проведении исследования интересовали только успешные, здоровые и активные люди вроде Элеоноры Рузвельт или Альберта Эйнштейна. Но ведь нельзя сказать, что их поведение типично для большинства людей.
  • Отсутствие надежных количественных показателей степени удовлетворения той или иной потребности человека.
  • Теория не объясняет, почему даже после того, как некоторые потребности человека были удовлетворены, они все равно дают ему мотивацию для каких-то дальнейших действий.
  • Некоторые мотивационные факторы затрагивают сразу несколько уровней. Например, такая распространенная мотивация как получение личной выгоды затрагивает не только физические потребности, как можно было бы подумать, но и потребности в безопасности и даже в определенном смысле – в уважении.
  • Невозможность с позиций этой теории объяснить мотивы неординарных поступков людей. В истории человечества всегда были люди, которые проявляли самоотверженность даже тогда, когда это явно противоречило их интересам. Причем настолько, что ставило под угрозу само физиологическое существование или хотя бы безопасность – те две потребности, которые с точки зрения Маслоу являются базовыми. Джордано Бруно, религиозные мученики, подвиги солдат, которые в бою жертвуют собой ради товарищей – все это в пирамиду потребностей не укладывается.
  • Сама иерархическая лестница потребностей в этой системе является недостатком. В частности, согласно Маслоу, человек удовлетворяет свои потребности, как бы передвигаясь снизу вверх. Это означает, что пока человек не удовлетворит все свои физиологические потребности, он не будет удовлетворять эстетические (этому противоречит зачастую поведение творческих людей, которые могут долго работать над своим произведениям, не отвлекаясь даже на еду).
Дальнейшие исследования показали, что хотя сам Маслоу допускал, что порядок в его иерархии может меняться, на практике сам иерархический принцип является сомнительным, поскольку большинство людей стремится к тому, чтобы удовлетворить все или хотя бы несколько потребностей одновременно.

Выводы

В настоящее время созданная Маслоу иерархия потребностей – это единственная теория мотивации, которая в сжатой форме дает понимание человеческих поступков, причем достаточно универсальная, которая в основных своих положениях годится для любых социальных слоев.

Дальнейшее ее использование на практике должно дополнительно учитывать культурные различия, традиции разных этнических и религиозных групп, а также различия в восприятии, которые определяются индивидуальными характеристиками человека. Также следует помнить, что Маслоу ввел еще и принцип противоположных тенденций, например, он рассматривал боязнь роста и повышения социального статуса. То есть мотивационная политика будет эффективной только тогда, когда удастся эти тенденции преодолеть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *