Основные последствия промышленного переворота

Основные последствия промышленного переворота

Больше 2 веков на Земле дымят трубы с неизменной долей вредных веществ, до конца очистить которые так и не удается. Но без этих труб и производственных корпусов урбанистическое пространство трудно даже представить. Заводы и фабрики стали неотъемлемой частью больших городов и мегаполисов. А появились они благодаря промышленному перевороту.

Коротко о сути промышленного переворота

Промышленным переворотом считают перевод ручного труда, бытовавшего на мануфактурах, к машинному на фабриках и заводах. Преимущественно аграрный уклад хозяйствования сменился на индустриальный. Начался этот процесс в Великобритании в середине 18-го века, распространился на США и Францию (начало 19-го века), потом «покатился» по Германии, Италии, Японии и другим странам. Промышленная революция в целом закончилась в конце 19-го столетия. Окончательно сформировались 2 новых класса: владельцев промышленного бизнеса и наемных работников.

Промышленный переворот был бы невозможен без условий:

  1. Появились незанятые работники после аграрной реформы.
  2. Возникла потребность в промышленных товарах.
  3. Имелись капитал и природные ресурсы, чтобы строить фабрики.
  4. Нашлись люди, желающие и умеющие вкладывать в дело, казавшееся выгодным.
  5. Изобрели машины и станки.

Промышленность

Ключевые изобретения:

1715 Паровая машина
1735 «Летающий челнок» Кея
1765 Механическая прялка Харгривса
1768-1784 Прядильные машины Аркрайта и Кромптона, ткацкий станок Картрайта
1780-е Паровой двигатель Уатта, прокатный стан, токарный станок, пароходы
1800 Появилось машиностроение
1820-е 1-е железные дороги для перевозки грузов и пассажиров
Конец 19-го-начало 20-го вв. Телеграф, телефон, радио

Промышленный переворот

Последствия промышленного переворота

Экономические

  1. Рост капитала. Смена ручного труда машинным привела к резкому повышению его производительности. На фабриках работали свободные рабочие, заинтересованные в подъеме продуктивности труда, от которой зависел размер зарплаты. В итоге владельцы земли и мануфактур быстро обогатились.
  2. Урбанизация. Фабрики и заводы концентрировались обычно в больших городах и требовали постоянного притока рабочих. Многие жители сельской местности в погоне за достойным заработком переезжали в Лондон и другие города, которые постепенно перерастали в мегаполисы. Вскоре городское население стало преобладать над сельским.
  3. Снижение себестоимости товаров массового спроса. Была введена специализация в рамках отдельных предприятий, когда каждый работник выполнял всего 1-2 операции. Это быстро оттачивало его мастерство. Прямая зависимость заработной платы отдельного рабочего от количества изготовленных изделий и соревнование между ними повышали производительность труда. Кроме того, с помощью станков повышалась скорость производства. В результате продукции выпускалось в десятки и сотни раз больше, чем при домануфактурном производстве. Поэтому себестоимость каждой штуки товара снижалась.
  4. Рост товарных рынков. Индивидуальное производство переросло в массовое. Стоимость 1 платья или 1 пары обуви снизилась настолько, что стала доступна не только богатым людям, но и простым портным, сапожникам. Появилось много новых товаров, формировавших спрос.
  5. Ухудшение экологии. Дым, стелющийся от многочисленных заводов, отравлял окружающую среду. Люди стали понимать, что нужно следить за экологией, влияющей на здоровье.

Социальные

  1. Разорение самозанятых ремесленников. Они работали у себя в домашнем хозяйстве и по скорости работы не могли конкурировать с фабриками. Купить машину каждому такому работнику оказалось слишком дорого, а ручной труд по скорости работы заведомо проигрывал машинному производству.
  2. Перетекание населения в город. Небольшие крестьянские хозяйства вытеснялись, а за счет их земли укрупнялись поместья. Не последнюю роль в политике сгона играли огораживания, проводимые лендлордами и парламентскими актами. Лендлорды сдавали участки фермерам, использовавшим усовершенствованную технику и наемных работников. Благодаря успехам агрономии и внедрению сельхозтехники работников требовалось меньше. Согнанные с земли крестьяне, не найдя работу по прежнему месту жительства, вынуждены были уходить в города.
  3. Жестокая эксплуатация дешевого труда. При раннем капитализме происходили перегибы. Труд женщин и детей оценивался ниже. Дети работали с 5 лет. Предприниматели вкладывали капиталовложения в бизнес. Желание быстрого оборота привело к рабочему дню от 12-часов и более и снижению заработной платы. Штрафовали за опоздания, неопрятный вид, ругань. Охраны труда не существовало.
  4. Появилось всеобщее бесплатное образование. Теперь не только дети аристократов, купцов и богатых ремесленников, но и всех остальных слоев населения должны были обучаться в школе. Школы финансировались за счет государства или капиталистов, обучая широкие массы минимуму знаний, необходимых при работе на фабриках. Конечно, дети аристократов и фабрикантов обучались в платных частных школах, дающих более разностороннее и глубокое образование.
  5. Социальная борьба. Чтобы защищать свои права, рабочие создали профсоюзы, проводили массовые забастовки. Требовали сократить рабочий день и увеличить зарплату. Через некоторое время стороны пришли к консенсусу: 8-часовому рабочему дню, ежегодным отпускам, охране труда, социальной защите от производственных травм и другим особенностям работы, дошедшим до современных будней.

Рабочие на фабрике

Вывод

Достижениями промышленной революции человечество пользуется по сей день. Не найти отрасль экономики, не затронутую ей. Она практически полностью сняла зависимость большинства людей от ежегодных урожаев, освободив при этом от тяжелого, длительного и нудного ручного труда. Кардинально изменилась жизнь населения:

  1. Готовить на газовой плите стало проще и быстрее, чем в печи.
  2. Одежду и обувь можно сразу примерить и купить в ближайшем магазине, а не ожидать неделями, гадая, удачно ли будет сшита.
  3. Работу можно выбрать по душе и даже совмещать ее с путешествиями.
  4. Преодолевать расстояния самолетом или по железной дороге быстрее и комфортнее, чем трястись по ухабистым дорогам.
  5. Ходить по тротуарам намного безопаснее и приятнее, чем оскальзываться на покрытых зловонной жижей улочках, прижимаясь к стенам домов и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *