Биметаллический радиатор — это батарея отопления, состоящая не из одного материала, а из двух (отсюда и название, би — два). Как правило, это сталь и алюминий — из стали делают внутреннюю часть трубопровода, ту которая непосредственно контактирует с водой, а из алюминия внешнюю. Подобное устройство позволяет существенно экономить как на стоимости самой батареи, так и на ремонте, благодаря более высокому сроку службы.
Почему радиаторы, состоящие из одного материала, потеряли свою актуальность
Изначально батареи систем отопления делали из чугуна, но они были очень тяжелыми, из-за чего их было очень сложно ремонтировать. С появлением легкого и дешевого металла — алюминия трубы начали изготавливать из него, при этом в Европе они быстро завоевали высокую популярность, ими пользуются даже по сей день. Но в нашей стране алюминиевые трубы не прижились, главным образом из-за того, что отечественная система водоснабжения использует нефильтрованную воду крайне низкого качества, в которой в довольно большом количестве присутствует песок, куски металла и различные абразивные материалы.
Основные отрицательные факторы, воздействующие на батареи
- Кислотность и щелочность воды. Одна из проблем нашей системы центрального отопления в том, что вода, которую по ней «гоняют», не проходит очистку. Одна и та же жидкость подолгу циркулирует в многолетних трубопроводах, в результате чего в ней повышается состав кислот и щелочей. Эти вещества вступают в контакт с металлом радиатора, разрушая его, и постепенно утончая. Со временем, когда диаметр трубы становится меньше критического, батарею прорывает.
- Материалы, растворенные в воде. В наших трубопроводах постоянно циркулирует песок, камни и куски металла. Набирая в турбулентном потоке жидкости, большую скорость они сталкиваются с внутренней поверхностью труб (особенно на поворотах) проделывая в металле ямки и микротрещины, которые затем благоприятно разрастаются под действием тех же кислот и щелочей, но главным образом — песка.
- Частые профилактические работы: продувки, отключения и т.д. Для того, чтобы снизить риск прорыва труб, коммунальные службы периодически пускают по ним воздух при повышенном давлении. Считается, что если батарею не прорвет, то ее не прорвет и при пуске воды, а если пробой все-таки случится, ничего страшного не произойдет, так как из радиатора будет выходить всего лишь воздух.
Почему было решено использовать два материала
Анализируя ситуацию, инженеры попытались исправить положение, применив технологию усиления внутренних частей труб при помощи специального напыления. Но и это не дало результата, так как напыление, хоть и предотвращало скорую поломку, но не надолго. Различные компании, экспортирующие трубы в страны СНГ предлагали свои варианты, но в конечном итоге наиболее эффективной оказалась технология би-металла, при которой стальной полый стержень покрывается более толстым слоем алюминия.
Возникает справедливый вопрос — а зачем, собственно, покрывать сталь алюминием, ну был бы один металл, и хорошо, ведь он прочный и служит долго. Однако это делают потому, что:
- Во-первых, трубы должны иметь определенный унифицированный диаметр, а делать профиль целиком из стали слишком дорого. Если же основу не покрыть алюминием, она просто не соединится с трубой системы снабжения, так как будет тоньше.
- Во-вторых, алюминий лучше проводит тепло и обладает более низкой теплоемкостью. То есть он греет лучше, чем сталь.
- В-третьих, это снижает массу радиатора, благодаря чему, его легче устанавливать и ремонтировать.
Преимущества перед алюминиевыми
Данный метод обеспечивает хорошую защиту от всего, что растворено в воде, таким образом:
- Биметаллический радиатор обладает более высокой надежностью. Установив его, можно быть уверенным, что трубу не разорвет в самый неподходящий момент.
- Трубы из двойного металла в наших условиях служат намного дольше, именно столько, сколько должны, исходя из заявки производителя.
Недостатки
Несмотря на то, что данная технология адаптирована под условия стран СНГ, у нее все же есть следующие недостатки:
- Более высокая цена, поскольку сталь дороже чем алюминий.
- Более сложная установка и ремонт.
- При перемене температуры или давления внутри радиатора сталь меняет свои параметры. Периодически коммунальщики проводят ремонтные работы, они могут на некоторое время отключить воду и продуть трубы воздухом. Когда внутренний слой металла охлаждается он уменьшается в объеме, и открывает микрощели, через которые воздух и вода соприкасаются с алюминием. Такие места, как правило, изнашиваются в первую очередь, и именно их приходится заменять чаще всего.