С государственным долгом не все так просто. Это один из основных источников финансирования расходов государства, наравне с налоговыми сборами и таможенными платежами. В сфере экономики его плюсы и минусы оценивают по-разному. Одни в нем видят негативные последствия, другие – перспективу для дальнейшего развития всей страны. На тему государственного долга в мире проводятся всевозможные исследования, но получаемые в результате выводы не носят глобальный характер, их можно применить только к какому-то конкретному государству.
Чем развитее экономика страны, тем проще накапливать ей и возвращать заимствованные средства. В результате планомерно проводимой политики наблюдается экономический рост, и у кредиторов появляется твердая уверенность, что вложенные в экономику деньги окупятся и будут возвращены в срок. Страны с менее развитой и нестабильной экономикой сталкиваются с большим количеством проблем, и, соответственно, процентные ставки у кредиторов выше. Также больше доверия у кредиторов вызывают те государства, в которых есть независимая и развитая судебная система, так как в этом случае шансов получить деньги и проценты в срок намного больше.
Обязательные налоговые, таможенные и другие платежи граждан – это весомый источник денежных ресурсов, необходимых государству для успешного его функционирования. Но в условиях нестабильности объем поступающих в госбюджет обязательных платежей может снизиться. К тому же, рост расходов государства иногда происходит за счет увеличения не только текущих расходов, но и непредвиденных. Например, может произойти какое-нибудь стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация или война. При этом возникает ситуация, когда потребности намного превышают поступающие денежные средства, т.е. формируется бюджетный дефицит.
В чем плюсы госдолга
- Доходная часть пополняется без какой-либо эмиссии, и удовлетворяются насущные потребности государства.
- Регулируются процессы денежного обращения внутри государства. Во время инфляции изымаются из обращения избыточные денежные средства.
- Долг рано или поздно нужно возвращать, да еще и с процентами. Это заставляет государственных чиновников тщательнее продумывать госрасходы и делать их более обоснованными.
- В отличие от налогов государственный долг не имеет какого-либо жестко закрепленного значения, он может и увеличиваться, и уменьшаться.
- Величина государственного долга всегда известна и легко контролируется как кредитором, так и должником. С налогоплательщиками ситуация другая, не всегда информации есть в свободном доступе.
- Государственный долг бывает двух видов: внешний и внутренний. Источники внешнего госдолга находятся за рубежом. Это другие государства, иностранные банки, финансовые организации и частные лица, которые могут приобретать облигации зарубежных стран. Чем выше кредитные ставки, тем более ограничиваются сроки погашения. Проценты по кредитам выплачиваются за границу, а экономика в целом получает свежее вливание денежных средств.
- Если государственный долг внутренний, то в роли кредиторов выступают обычные граждане страны или юридические лица. В этом случае государство становится заинтересованным в росте доходов населения и в развитии бизнеса, так как рост доходов граждан приводит к увеличению их способности быть источником кредитования. Кроме того, проценты, выплачиваемые по кредиту, будут постоянно пополнять счета собственных граждан.
- Распространение среди населения облигаций ведет к увеличению количества экономических активов, находящихся в собственности у граждан, и, соответственно, повышает уровень богатства, как отдельных индивидуумов, так и нации в целом. Так, в США государственный долг на три четверти является внутренним и с его ростом начинает увеличиваться национальное богатство. Благодаря системе прогрессивного налогообложения, граждане и юридические лица, выплачивающие больше всего налогов, одновременно кредитуют государство.
В чем минусы
- Полученные средства обладают только платежно-покупательными свойствами. Они не увеличивают доходную часть госбюджета.
- За использование денежных средств государство должно в обязательном порядке выплачивать проценты. Из-за этого могут увеличиться налоги.
- Если говорить о возможностях роста экономики, то госкредит может влиять на них негативно. Увеличение налоговых платежей приводит к снижению темпов роста экономики.
- При слишком быстром увеличении дохода в связи с государственным заимствованием возникает приток иностранного капитала, носящего спекулятивный характер. Этот капитал пополняет рынок государства самыми разнообразными путями.
- При наличии у государства долга налоговое бремя ощущают все. На покрытие заимствованной суммы могут быть увеличены проценты.
- Эффективность управления госдолгом – величина непостоянная и зависит от колебания курса валют.
- В случае если госдолг долгосрочный, длительное постепенное покрытие бюджетного дефицита может привести к стагнации производства в стране.
Выводы
Государственный долг имеет как плюсы, так и минусы. Это один из основных источников доходов для успешного функционирования экономической системы страны, но пользоваться ним нужно с разумной осторожностью. Есть два варианта управления государственным долгом: во время нормального процесса воспроизводства и в условиях, когда уже возник кризис, а дефицит госбюджета начинает неуклонно расти. При проведении правильной финансовой политики государственный долг может принести не вред, а пользу. Государство получит необходимый ему источник финансирования, а граждане – инструмент для сохранения сбережений и накопления новых денежных средств.