Налоги и другие обязательные платежи граждан- основной и весомый объем денежных поступлений государству в целях обеспечения государственных нужд. Но во времена неустойчивой экономической обстановки и финансового потенциала страны объем обязательных платежей в государственный бюджет может значительно снизиться.
Рост расходов государства может происходить как в связи с ростом текущих расходов, так и за счет непредвиденных. К ним могут относиться: катастрофы, чрезвычайные стихийные бедствия, даже война. То экономическое положение страны, когда потребности превышают средства их удовлетворения, принято называть бюджетным дефицитом.
Государственный займ — это такие кредитные отношения, где заемщик- само государство, а кредиторы- различные физические или юридические лица.
Плюсы государственных заимствований
Каковы же плюсы государственного займа? В первую очередь это пополнение доходной части без какой-либо эмиссии. Такое пополнение служит положительно в связи с удовлетворением потребности государства.
Регулируется денежное обращение страны. В инфляционный период происходит изъятие денежных средств, которые находятся в избытке, из оборота.
Минусы государственного заимствования
К минусам государственного кредита можно отнести то, что все привлеченные средства имеют только покупательные и платежные свойства. Они ни в коем случае не являются средством увеличения доходной части бюджета страны.
Также, предпосылкой такого кредита становится рост производственных расходов. Это объясняется тем, что за пользование кредита государство в обязательном порядке должно выплачивать проценты. Из-за уплаты процентов могут подняться налоговые платежи. Если говорить о возможностях роста экономики, то государственный кредит на них сказывается не всегда положительно.
В связи с ростом налоговых платежей происходит снижение роста предпринимательской активности, а следствие этого и снижение темпов экономического роста.
При чрезмерном росте дохода в связи с государственным заимствованием образуется приток спекулятивного иностранного капитала. Он проникает на рынок государства через множество схем.
Государственный долг может быть как долгосрочным, так и краткосрочным. При долгосрочной схеме покрытие дефицита бюджета может привести к стагнации производственной деятельности, увеличению долго в несколько раз.
Основные выводы и заключения
В вопросе контроля государственного долга произошли значительные инновации, что в первую очередь сказалось на формировании и обслуживании рыночного механизма. Все системное управление долгом имеет два аспекта управления: управление и контроль в условиях нормального режима процесса воспроизводства и контроль в условиях кризиса, роста дефицита государственного бюджета, и, как правило, сокращение в привлечении займов для его погашения возможностей.
Для разумного и бесперебойного функционирования рыночной экономики в первую очередь следует обратить внимание на ряд вопросов, связанных с государственными займами: эффективность политики государственного заимствования, нахождение пределов размера государственного долга, нахождение способов финансирования дефицита бюджета, а также стабилизация размера государственного долга, дать точную оценку влияния долга на экономическое развитие государства.
Но дефицит в бюджете не всегда абсолютно отрицательное свойство. Если доходы гораздо меньше расходов государства, то это может говорить о том, что в стране наблюдается рост ВВП и возрастает покупательская способность. Фирмы больше продают, а граждане государства больше приобретают.
При условии отличного планирования финансовой политики государственный займ не приведет к провальной обстановке в стране.
Государственный займ один из главных источников дохода, но пользоваться им необходимо очень осторожно и разумно.