В начале ХХ века Россия, несмотря на значительные успехи в развитии промышленности, никак не могла считаться индустриальной страной. Ее ресурсы не использовались либо использовались недостаточно, и она в значительной мере зависела от внешних поставок. Недостаточный уровень промышленного развития сказывался и на условиях жизни – были проблемы с транспортом, водоснабжением и канализацией, а электричеством были обеспечены только крупные города.
Советская власть приняла страну в еще более плачевном состоянии – сказались годы мировой и гражданской войн, во время которых многие предприятия были полностью или частично разрушены, эмигрировали или погибли квалифицированные рабочие и инженерные кадры. Все же к 1926 году восстановление экономики в основном было завершено. Но этого было недостаточно.
Ведущие государства мира относились к СССР неприкрыто враждебно (это успешно доказала интервенция 14 государств в Россию во время гражданской войны), а промышленное превосходство давало им преимущество в военной технике и обеспечении войск. Перед лицом военной угрозы отставание следовало устранить как можно быстрее. Именно поэтому с 1929 года СССР начал претворять в жизнь курс на индустриализацию, то есть на ускоренное промышленное развитие.
Некоторые серьезные шаги в этом направлении делались и раньше – можно вспомнить хотя бы знаменитый план электрификации. Но в 30-е годы индустриализация стала первоочередной задачей СССР.
Город-сад через четыре года
Успехи индустриализации действительно впечатляющи. До начала Великой Отечественной войны СССР уверенно вошел в пятерку мировых лидеров по всем пяти основным отраслям тяжелой промышленности. Новые предприятия росли, как грибы после дождя. Целые города поднимались вокруг новых заводов, и Маяковский не соврал, давая на постройку «города-сада» четыре года – делалось это и побыстрее.
Очень многие отрасли промышленности в СССР были созданы в 30-е годы практически с нуля. Появились автомобилестроение, сельхозмашиностроение, гидроэнергетика., радиотехническая, химическая, каучуковая промышленность, самолетостроение. Существовавшие ранее отрасли увеличивали производство и модернизировались. Очень активно велись геологоразведочные работы.
Время для проведения индустриализации оказалось очень удачно выбранным. Плановой экономике СССР не грозили никакие циклические кризисы, а весь мир в 1929 году был ввергнут в «великую депрессию». Таким образом, рост советской экономики шел на фоне резкого падения экономики мировой, и в результате сокращение разрыва с передовыми государствами происходило еще быстрее.
Мировой кризис заставил и мир отнестись к СССР более уступчиво. Свой товар надо было продавать хоть кому-нибудь, чтобы преодолеть явления кризиса перепроизводства, а СССР требовал станков, машин, технологий.
Были созданы новые институты и открывались новые факультеты в старых; на волне индустриализации была завершена кампания по ликвидации неграмотности взрослых и увеличен срок обязательного обучения детей в школах. Улучшилось преподавание точных и естественных наук, а также изучение иностранных языков (нужно же было понимать документацию и вести торговые переговоры!).
Изменились и условия повседневной жизни. Активно развивался транспорт, строились железные и шоссейные дороги. В городах электричество стало привычным явлением. Увеличились масштабы жилищного строительства.
Наконец, без индустриализации события Великой Отечественной войны могли бы повернуться несколько по-другому. Ведь это модернизированная, развитая ударными темпами промышленность дала стране недостижимые «катюши», лучшие танки всего военного периода, отличные самолеты, артиллерию и удобное стрелковое оружие!
Комсомольцы-добровольцы
Но была у индустриализации и изнанка. Прежде всего, ударными темпами развивались только «стратегические» отрасли, те, что имели значение для обороноспособности. Поэтому уровень жизни советского человека рос намного медленнее, чем показатели валового продукта на душу населения. В структуре промышленности однозначно доминировала группа «А» (производство средств производства). Этот недостаток сохранился за промышленностью СССР до самого распада страны.
Создание новых городов и предприятий зачастую велось в чрезвычайных условиях. Рабочие годами жили в землянках и бараках, не имея элементарных удобств. Рабочий день был достаточно длинен, плюс его дополнительно увеличивали с помощью «социалистических обязательств», «соревнований» и тому подобных пропагандистских ходов. Да, очень часто рабочие добровольно брали на себя повышенные обязательства и блистательно выполняли их, демонстрируя чудеса производительности.
Стаханов, Изотов и их «товарищи по цеху» стали всесоюзными знаменитостями благодаря своей квалификации и пониманию специфики труда. Но нередко в ход шли не интенсивные, а экстенсивные методы увеличения объемов производства. Долгое время, к примеру, в СССР не существовало регулярных выходных дней, и рабочие отдыхали только в государственные праздники.
Нередко рабочих лишали права выбора места работы – на новые предприятия буквально мобилизовывали. Далеко не все «комсомольцы-добровольцы» попадали на ударные стройки действительно добровольно. За уклонение от трудовой мобилизации предусматривалась строгая ответственность.
Сохранить и преумножить
Самолеты и метро, комбайны и телевизоры, троллейбусы и ледоколы, нефть и газ – этим всем мы обязаны советской индустриализации. Очень многие предприятия, созданные тогда, все еще трудятся на благо страны, а правнуки их создателей живут в построенных во имя индустриализации городах
У явления советского промышленного прорыва нивелируются все недостатки, если мы сегодня сумеем сохранить его достижения и не повторять тогдашних ошибок.