Пропорциональная избирательная система представляет собой метод формирования представительных органов власти. Такой метод используется во многих развитых странах. Применяется он и в России. Главной особенностью пропорциональной системы является то, что избиратели голосуют не за конкретных политиков, а за партию или иное политическое объединение. Степень персонификации партии при данной системе гораздо ниже, чем при мандатной. Для лучшего понимания, вышесказанное следует проиллюстрировать примером.
Партия набирает 30 процентов голосов избирателей. При этом, орган власти, состоящий из представителей включает 90 человек. Соответственно, партия, которая набрала треть голосов граждан страны и получит одну треть мест в парламенте. При этом, формирование парламента производится из числа лиц, которые указаны в списках той или иной партии.
Плюсы такой системы
К сильным сторонам пропорциональной системы можно отнести следующие обстоятельства:
- Наполнение парламента по спискам партий уменьшает роль отдельных политиков. Это снижает общий накал борьбы и приводит к сокращению числа нарушений и злоупотреблений.
- Избирателям проще ориентироваться с политической ситуации. Ведь они отдают свои голоса не в пользу отдельных известных политиков, которые могут изменить свои взгляды, а в пользу партии. Программа такой партии известна и будет проводиться независимо от позиций и мнений конкретных политических фигур.
- Как известно из практики, пропорциональная система более четкая и прозрачная. В выборах участвуют крупные политические объединения, позиции которых хорошо известны избирателям. Поэтому разобраться в партийных программах становится проще.
Недостатки пропорциональной избирательной системы
Данная система выборов имеет и свои недостатки. К их числу следует отнести снижение роли ярких политических лидеров. Ведь все решает партия. А механизм принятия таких решений не ясен и скрыт от избирателей.
Тем более, что формирование партийных списков никак не зависит от предпочтений граждан. Данные списки создаются внутри партий, на наличие в них конкретных фамилий могут повлиять только внутрипартийные интересы. Поэтому избиратели могут только недоумевать по поводу наличия в них тех или иных политических лидеров.
Между тем, мандатная система предполагает большую роль конкретных фигур. Они известны, их программы или принимаются избирателями или нет, но они всегда более понятны.
А политические коньюктуры включения тех или иных лиц в партийные списки далеки от интересов простых избирателей. Поэтому можно сказать, что пропорциональная система менее понятная для избирателей, а значит, ей доверяют также меньше.
Однако, в странах, где интерес к политической стороне жизни довольно слабый. такая система представляется оптимальной. Ведь она предполагает совершение выбора в пользу партии, в пользу каких-то принципиальных моментов. а не в пользу конкретных личностей.
При этом, осуществлять контроль за политическими процессами гораздо проще именно при пропорциональной системе. Поэтому она выгодна лидерам авторитарного стиля управления. Она подавляет индивидуальные проявления каждого политика. Ведь каждый понимает, что его могут просто не включить в партийные списки и он потеряет свое кресло в парламенте. Это заставляет людей быть осмотрительнее.