Пытаясь продвинуть товар, рекламные агентства используют самые разные способы, что по понятным причинам не может не радовать рекламодателей. В том числе некоторые агентства предлагают продвигать товар на транспорте. Чем этот способ хорош, и в чём его слабые места?
Сильные стороны
- Массовость. Рекламное изображение, нанесённое на корпус транспортного средства, видят очень много людей. Это и пешеходы, и пассажиры, и водители соседних автомобилей. Охват повышается и вместе с тем, что реклама распределена по нескольким маршрутам.
- Частотность воздействия. Как правило, общественный транспорт активен большую часть дневного времени, а иногда – и ночного. Это значит, что рекламное изображение будет находиться перед аудиторией примерно 17-18 часов ежедневно, а повторяющееся появление рекламы способствует запоминанию её содержания.
- Ненавязчивость. Как правило, реклама на транспорте не привлекает к себе чрезмерного внимания, буквально сливается с обстановкой. Она не отвлекает от мыслей, но всё равно воспринимается бессознательно, а значит, основная цель рекламы – рассказать о продукте – достигается.
- Избирательность. В крупных городах (в них нанесение рекламы на транспортные средства наиболее распространено) существует очень много маршрутов, курирующих по определённым улицам и районам. Рекламодатель может выбрать маршрут, охватывающий район необходимой ему клиентской базы.
- Широкая география. Транспорт разъезжает не только в черте города: он выезжает и на междугородние трассы, что положительно сказывается на имидже крупных компаний, работающих в нескольких городах. Широкая география позволяет привлечь внимание клиентов разных городов.
- Мобильность. Давно известно, что если изображение статично, оно привлекает к себе гораздо меньше внимания. С рекламой на транспорте всё несколько иначе: изображение двигается, постоянно «мельтешит» перед глазами потенциальных покупателей, и запоминается лучше. Троллейбусы и трамваи, кстати, двигаются достаточно медленно, чтобы рекламу можно было рассмотреть – что также, несомненно, будет являться плюсом.
- Доступная цена. Несмотря на то, что за размещение рекламы на транспорте агентства требуют большие суммы, эти деньги определённого того стоят. Соотношение цены и качества определённо говорит в пользу того, что наружную рекламу на транспорте не только не нужно исключать, но и стоит рассматривать как один из главных видов рекламы для продвижения конкретного продукта.
Слабые стороны
- Популярность. О том, что реклама на транспортных средствах приносит хорошую прибыль, знают все – и все же пользуются этой возможностью. Это приводит к тому, что учесть рекламу на транспорте предварительно у многих не получается. Чаще всего, приходится проводить рекламные кампании спустя несколько месяцев (как правило, контракты заключаются минимум на 3 месяца), а для рекламодателя это не всегда выгодный вариант.
- Требует сформировавшегося имиджа. К сожалению, наружная реклама на транспорте подойдёт лишь в том случае, если потенциальные клиенты уже знакомы с предлагаемым продуктом. Ненавязчивость рекламы, её существование как бы на заднем фоне означает, что клиент не сможет ознакомиться с новым брендом, и ничто не зацепит его внимание. Специалисты по рекламе уверены, что реклама на транспорте подходит для поддержания имиджа, но никак не для повышения продаж или его создания.
- Отсутствие целевой аудитории. Хотя охват рекламы повышается, нет никакой гарантии, что среди масс пешеходов или пассажиров найдётся именно тот клиент, который нужен рекламодателю. Единственный способ сузить ЦА – выбрать конкретный маршрут, но и это редко даёт свои плоды.
- Отсутствие инструментов измерения. Чаще всего рекламодатели дают транспортную рекламу вкупе с другими видами рекламы – во-первых, потому что это повышает узнаваемость бренда, во-вторых, потому что они могут себе это позволить. В результате, впрочем, даже если после успешного вложения денег в рекламу продажи начинают расти, сказать наверняка, какой процент клиентской базы узнал о продукте, благодаря его рекламе на транспортном средстве, нельзя. Социальные опросы, в которых клиентов напрямую спрашивают, откуда они узнали о продукте, часто игнорируются, а некоторые компании не проводят их вовсе.
- Высокая стоимость. Цена, впрочем, является достоинством для крупного бизнеса, уже накопившего первый капитал, и недостатком для мелкого. Для успешного взаимодействия рекламы с окружающей средой, в сознании аудитории уже должна сформулироваться определённая концепция, которой малый бизнес не обладает. Зачастую крупные финансовые вложения просто не оправдываются, так как для малого бизнеса они совершенно не эффективны.
- Зависимость от погодных условий. Транспортные средства часто страдают от грязных луж, в особенности после дождей, из-за чего рекламное изображение портится, усложняя восприятие. Троллейбусы и автобусы настолько огромные, что немногие водители находят время их помыть (и их никто за это не осудит), поэтому наиболее выгодный вариант – трамваи, избегающие прикосновения с грязными лужами, или маршрутные такси, так как их водители моют машины довольно часто.
- Снижение эффективности ночью. Если на рекламное изображение не установлена подсветка, велика вероятность, что никто её не заметит и не заинтересуется. Это особенно важно в городах, в которых рано темнеет – если охват уменьшается, и реклама не окупается, то стоит подумать над альтернативой – к примеру, над рекламой на биллбордах.
Вывод
Наружная реклама на транспорте – действительно прибыльный вид рекламы, который требует, впрочем, немалых вложений и зависит от многих других факторов. Например, велика вероятность того, что такая реклама не будет иметь успеха в северном городе, в котором очень рано темнеет и постоянно идёт дождь, но узнать наверняка можно, только рискнув, предварительно взвесив все активные факторы.