Водомётный лодочный мотор – агрегат, приводящий в движение судно, используя принцип водяного насоса. Такие двигатели постепенно вытесняют классические винтовые аналоги. Подходят для установки на различные виды суден, включая прогулочные и рыболовные, а также водные мотоциклы.
Водометы применяются с 50-х годов XX века. Особенно хорошо такие моторы подходят для движения по мелководным рекам, для чего изначально и были разработаны. Изначально такие двигатели были малоэффективными, поэтому получили широкое распространение только в 90-х годах после усовершенствования технологии. Как и другие виды моторов для лодок имеет свои плюсы и минусы, которые важно учитывать при выборе.
Особенности и принцип работы
Подвесной водомёт работает по аналогии с винтовым. В конструкции данного агрегата также присутствует карданный вал, предназначенный для передачи крутящего момента. Но, в данном случае посредством кардана вращается импеллер, а не винт. Импеллер – это своего рода рабочее колесо, за счёт которого запускается насос. Последний является основным конструктивным элементом агрегата, приводящим лодку в движение.
Насос засасывает воду через входное отверстие и интенсивно выбрасывает через выходное. Для создания высокого давления воды в конструкции используется специальная радиальная крыльчатка. Затем поток проходит через камеру меньшого сечения, где увеличивается давление и скорость. Таким образом образуется сила противодействия, за счёт которой судно и приводится в движение. Отталкиваясь потоком из насоса от воды, лодка постепенно движется вперёд. Большинство двигателей оснащены дефлектором, при переключении которого изменяется направление перекачки воды. Таким образом активируется обратный ход лодки.
Водомёт хорошо подходит для хождения по мелководью. Если традиционному винтовому приводу требуется глубина как минимум 40 см, то водомёту достаточно и 10-20 см. При этом есть ещё и возможность глиссирования, когда лодка находится практически на поверхности воды. Это позволяет эффективно передвигаться по мелководью. При этом для разгона таким двигателям требуется глубина около 30 см.
Устанавливая водомёт на лодку, нужно учитывать, что плоскость днища должна находиться на уровне кромки горловины входящего отверстия агрегата. Нельзя устанавливать мотор выше, поскольку днище будет препятствовать всасыванию воды и замедлять поток. В идеале на судно нужно устанавливать и дополнительное треугольное крыло для образования эффективного водного потока. Касательно длины и вида судна ограничений нет.
Классический винтовой мотор можно самостоятельно переделать в водомётный. Для этого выпускаются специальные водомётные насадки. Аксессуар предназначен для установки в местах крепления гребного винта и редуктора. Благодаря этому можно значительно сэкономить средства, избежав полной замены привода.
Преимущества водомётного лодочного двигателя
Такой агрегат отличается от винтового аналога следующим достоинствами:
- Надёжность. Крыльчатка установлена в специальный узел в виде трубы, поэтому защищена от механических повреждений. Благодаря этому повышается срок службы агрегата.
- Возможность хождения по мелководным рекам. За счёт помещения движущих элементов в прочный корпус исключается риск их повреждения от соприкосновения с дном, камнями и другими препятствиями при хождении по мелководью. Обычный винтовой двигатель в таких условиях часто выходит из строя из-за повреждения винта. Благодаря этому не нужно вручную перетаскивать судно при прохождении мелководных участков во время сплавов.
- Безопасность. Благодаря закрытому строению крыльчатки исключаются риски для людей, которые находятся в воде рядом с лодкой. По этой же причине водомёт идеально подходит для спасателей, которым нужно максимально приблизиться к человеку.
- Управляемость. Водомётный мотор придаёт судну хорошую маневренность. Можно развернуться на значительно меньшем диаметре. Поэтому такие агрегаты хорошо подходят для хождения по узким рекам. Аварийную остановку можно совершить посредством разворота двигателя на 180°. Гребной винт такой возможности не даёт, поскольку при развороте вал может сломаться из-за создания повышенной нагрузки.
- Универсальность. Можно передвигаться по любым водоёмам, включая мелководные горные реки. Для движения обычно достаточно расстояния в 10 см от дна до мотора.
- Хорошая тяга. Водомёт приводит лодку в движение даже при высокой нагрузке. Даже если нагрузка повышенная, большинство моторов способны вывести судно на глиссирование.
- Возможность установки практически на любое судно. Водомёты можно крепить к любым лодкам, независимо от длины и типа.
- Наличие реверс-редуктора, обеспечивающего движение в обратном направлении. Включение редуктора также позволяет промыть решётку всасывающего отверстия от мусора обратно направленным потоком.
- Минимальная вибрация в процессе работы. Особенно актуально для прогулочных яхт, где важен высокий уровень комфорта.
Недостатки лодочных водомётов
Несмотря на большое количество положительных характеристик, такой агрегат имеют и свои минусы:
- Высокая стоимость. Цены на водомёты почти в 2 раза выше, чем на классические винтовые агрегаты.
- Относительно низкая скорость. Лодка с водомётом передвигается несколько медленнее, чем с гребным винтом. Поэтому для скоростных сплавов такой тип двигателя подходит хуже.
- Плохо подходит для травянистых водоёмов. На участках с большим количеством травы практически моментально забивается решётка входного отверстия, что резко негативно сказывается на скорости хода. На самых сложных участках может потребоваться полная остановка и ручная чистка привода.
- Относительно невысокая производительность. В водомёте используется крыльчатка небольшого диаметра, поэтому он уступает по производительности винтовому двигателю аналогичной мощности.
Заключение
Водомёт – хорошая альтернатива традиционному мотору с гребным винтом. Однако целесообразность его использования не всегда оправдана. Это хорошее решение для людей, которые регулярно ходят на лодках по мелководным рекам. Благодаря закрытой конструкции и функции глиссирования можно продолжать движение даже при критически мелкой глубине, где невозможно пройти с винтовым мотором.
При этом для высоких скоростей лучше подходит винтовой двигатель благодаря хорошей производительности. Поэтому перед покупкой следует учитывать индивидуальные потребности. Также стоит брать во внимание то, что водомётные двигатели стоят заметно дороже винтовых моделей.