На протяжении всего времени своего существования любому организму, обитающему на планете Земля, приходится постоянно, так или иначе, взаимодействовать с окружающей его средой. Человек не являлся в этом отношении исключением.
На всех этапах своего развития, постепенно становясь существом разумным, он был просто вынужден интересоваться живой природой хотя бы из утилитарных соображений. По мере накопления различного рода знаний стали выкристаллизовываться зачатки наук о природе в их современном понимании. Их истоки обнаруживаются в культурах древних цивилизаций Египта и Китая, Индии и Рима.
Так, в попытках структурировать имеющиеся сведения об окружающем мире ещё в IV в. до н.э. великий Аристотель разделил их на несколько стадий или ступеней, выделив людей, животных, растения, а всё остальное отнёс к неорганическому миру. То есть, уже в Древней Греции наметились робкие ростки науки о живой природе, которая современному человеку известна под названием биология (буквально — наука о жизни).
Кто же такой биолог?
Биология в современном мире, будучи наукой «основательной» и крайне многогранной, охватывает на удивление много как частных аспектов обитания на планете отдельных видов, в том числе и человека (например: антропология, медицинская паразитология), так и глобальных вопросов существования живой оболочки Земли — биосферы — в целом (панэкология).
Не стоит забывать, что помимо теоретических изысканий существуют и колоссальные перспективные возможности практического применения уже полученных, проанализированных и уже реализованных в соответствующих технологиях знаний об окружающем мире живой природы или об интересующих человека единичных видах.
В связи с этим обстоятельством, и каждый биолог — высококвалифицированный профессионал, педагог, популяризатор науки или даже любитель — принуждён приобретать определенную специализацию. А их в биологии более, чем достаточно. Ведь отдельных официально существующих биологических наук — таких, как всем известные из общеобразовательного школьного курса ботаника или зоология — в настоящее время более полутора десятков. А на стыке смежных наук чуть ли не каждое десятилетие возникают новые как фундаментальные, так и прикладные направления. Достаточно вспомнить о биомедицине и биофизике, космической биологии, биомеханике и биометрии, физиологии труда и бионике… Кажется, что этот список можно продолжать до бесконечности, а ведь, как утверждал Козьма Прутков «нельзя объять необъятное».
Конечно, этого сделать никто не в состоянии. Квалифицированный биолог — это, вне всякого сомнения, достаточно высокообразованный человек, имеющий достаточно глубокие знания об общих принципах размножения, развития, гибели изучаемых живых организмов, особенностях их взаимоотношений со средой обитания. Зачастую могут понадобиться обширные познания в области физики, химии, географии, геологии, смежных биологических наук.
Необходимость уметь постоянно адекватно оценивать большое количество полученных в результате исследований многофакторных данных требует от специалиста–биолога не только хорошо привитых теоретических знаний, но и хорошей памяти, сосредоточенности, развитых аналитических способностей.
Что же приятного и не очень можно найти в этаком времяпрепровождении?
Профессиональную деятельность биологов разных специальностей можно условно поделить на несколько категорий (по восходящей):
- Лабораторно-технические работники: на их плечи ложится сбор и фиксация первичной информации при проведении различного рода экспериментов, анализов, опытов, как в лабораторных, так и полевых условиях, наблюдение и квалифицированный уход за подопытными организмами — как правило, спокойная рутинная работа, не требующая больших интеллектуальных и физических усилий, связанная с привычными навыками. Нужно признать, что данный вид профессиональной деятельности практически не имеет перспектив карьерного роста и весьма низко оплачивается.
- Специалисты по биотехнологиям: чаще всего инженерно-технологические работники среднего звена по внедрению или поддержке в стабильном режиме периодических или непрерывных процессов по выращиванию культивируемых организмов. В зависимости от состояния производства имеются большие перспективы для проведения независимых научных исследований, дополнительного образования и карьерного роста.
- Преподавательский состав общеобразовательных и высших учебных заведений: при довольно высокой степени востребованности данная категория в большинстве стран не относится к группе высокооплачиваемых сотрудников, а проведению научных изысканий обычно препятствует банальный временной фактор, несмотря на высокие перспективы карьерного роста.
- Научные работники природоохранных, специализированных научных и учебных организаций. При наличии соответствующего материально-технического обеспечения и должного уровня финансирования — наиболее перспективная для проведения передовых научных исследований сфера деятельности, требующая от ученого креативности мышления, полной самоотдачи, готовности к постоянному повышению своего образовательного уровня и беззаветной преданности своему любимому делу.
Итак, подводя итоги
Профессии биологического профиля, благодаря многочисленности сфер своего применения не теряют своей актуальности и перспектив долгосрочной востребованности в самых разнообразных секторах экономики, науки, образования для большинства развитых стран мира. Тем не менее, профессия биолога из-за различных экономико-политических факторов в большинстве стран пока не пользуется достойной её популярностью и остается уделом увлеченных своей работой творчески настроенных «энтузиастов».