Многие дети в детстве мечтают быть космонавтами, полицейскими, пожарными. Наравне с этими опасными профессиями выбор падает и на машинистов. Многие мечтали управлять огромными составами, доставляя пассажиров или груз в пункт назначения.
Вместе с тем, профессия машиниста достаточно интересна. Это чувство, когда человек понимает , что от его действий зависит очень многое. Кому-то это не по душе. Кто-то наоборот, счастлив, когда может на деле показать свои способности. Для этой профессии нужны люди особого склада характера. Ведь управлять многотонной машиной не так уж и просто. А правильно среагировать на аварийную ситуацию, нужна еще и сила духа. Рассмотрим «плюсы» и «минусы» профессии машиниста.
Положительные стороны
- Романтика. Именно романтика, любовь к поездам толкает многих молодых людей поступать в дорожно-технические училища. Вечерняя прохлада, кофе чтоб не заснуть, стук колес, дорога, уходящая за горизонт, движение навстречу неизвестному. Все эти романтические мысли и идеи навевают приключения и приоткрывают завесу неизвестного. Ведь работая машинистом, можно вдоль и поперек исколесить страну.
- Почетная работа. Профессия машиниста достаточно почетна. В табели о рангах работников железной дороги, она стоит на высокой позиции. Так как работа очень ответственная, требует большого внимания, концентрации. Далеко не каждый способен стать машинистом. Во всем локомотиве машинист самый главный. Оттого на него падает еще больший груз ответственности.
- Льготы. Железнодрожник имеет право пользоваться пакетом льгот. Специальная форма, горячие обеды во время рейсов, средства, выделяемые на лечение. Также, при необходимости, решается вопрос и жилищного фонда. При посещении государственных спортивных секций, работник РЖД выплачивает только половину стоимости занятий. При необходимости покупки топлива для собственных нужд, возможно возмещение стоимости из государственных средств. Также оздоровление работников и их семей, реабилитация и лечение.
- Материальная помощь. Материальные возможности также достаточно привлекательны. Возможность получить единовременную денежную помощь. Оплачиваемые отпуска, дополнительная оплата перед отпускными на оздоровление. Также выплачивается единоразовая выплата, если работник пострадал из-за ЧП.
Основные минусы профессии
Здоровье
Будущий работник должен быть физически здоров. В машинисты не берут людей с проблемами опорно – двигательного аппарата, болезнями сердца, сосудов, бронхиальной астмой. Никаких отклонений от нормы по зрению быть не может. Люди дальтоники, страдающие близорукостью или дальнозоркостью, здесь не допускаются. Перед каждым выездом, машинистов тестирует врач. Проверяет давление, частоту пульса, температуру тела. Также, врач делает тест на отсутствие алкоголя в крови.
Длительное обучение
Это, пожалуй, одна из самых длительных по обучению профессий. Сначала нужно поступить в дорожно-техническое училище на профессию помощника машиниста. Там, на специальных тренажерах, студент учится управлять поездом. По истечении четырех лет подготовки и успешной сдачи экзаменов, студент проходит двухлетнюю практику. Далее помогает машинисту первого класса в работе. При условии безаварийного труда в течении двух лет, помощник машиниста направляется на учебу курсом девять месяцев.
После удачной сдачи курсов, и безаварийной работы в течении трех месяцев, присваивается звание машиниста. Уже работая машинистом, человек направляется в дорожно-техническую школу на один месяц, где после сдачи экзаменов получает звание машиниста третьего класса.
В ранге «третьеклассника» необходимо проработать минимум два года. Далее, снова работника отправляют на учебу в дорожно-техническую школу (Ростов), где он получает второй класс квалификации.
Для успешного повышения до машиниста первого класса, также необходимо доработать два года, снова пройти переквалификацию в течении месяца. Таким образом, весь срок обучения от стужента дорожно-технического училища до машиниста первого класса занимает приблизительно десять лет. Это дольше, чем даже профессия врача.
Предельная внимательность
Вождение локомотивов очень ответственная профессия. Перед выездом машинист обязательно проверяет свой локомотив. Проверяет автосцепку, тормоза, толщину колодок, пружины, буксы, правильность регулировки воздухораспределителя. Внимательно смотрит на наличие пломб на топливном баке и агрегатах, правильность открытия ручек. Все это залог безаварийной поездки. Вместе с помощником машиниста получает предрейсовый инструктаж. Далее получает документы на рейс.
Во время рейса, машинисту долгое время приходится сидеть за пультом управления. Эти долгие и утомительные часы достаточно изматывают. Чтобы машинист не заснул, через равные промежутки времени подается сигнал, загорается яркая лампочка. Если машинист не нажмет рукоятку бдительности, значит он заснул или потерял сознание. В таком случае срабатывает автостоп поезда.
Также, машинисту необходима быстрая реакция на появление нештатных ситуаций. Для этого, еще в дорожно-техническом училище, на специальном тренажере отрабатывается реакция на аварийные ситуации и их предотвращение.
Вывод
Итак, очевидно, что профессия машиниста связана со многими трудностями. Человек, управляющий локомотивом должен быть внимателен, стрессоустойчив, спокоен, технически подкован. Современные поезда имеют ряд преимуществ, облегчающих работу машиниста.
Компьютеризация, шумоизоляция и конционирование воздуха существенно облегчают выполнение задачи. В то же время, сама профессия достаточно востребована и интересна. Она дает ряд преимуществ перед другими профессиями.