Ремесло родом из Средневековья с латинским корнями. Звучит интригующе. Профессия реставратор возникла в XIV веке. Своему названию она обязана слову латинского происхождения, которое в переводе обозначает существительное «восстановитель». Прошло много веков, но суть работы с момента ее возникновения совсем не изменилась.
Последние несколько десятков лет, профессия опять обрела популярность. Современные тенденции позволили специальности выйти из культурного пространства и объединить ее с коммерческой основой.
Особенности и специфика работы
Основными обязанностями реставратора является восстановление исторических артефактов. К предметам старины относят не только предметы быта, оружие или орудия труда, но и также элементы изобразительного искусства, фолианты, рукописные книги, ювелирные изделия былых времен.
Окончательный результат восстановительных работ позволил выделить два приоритетных направления:
- Научный.
- Коммерческий.
Основная цель научного принципа – сохранить объект для дальнейших поколений. Результат достигается с помощью контроля физических показателей: температуры, влажности, атмосферного давления. На основе показателей разрабатывается формула, которая позволяет продлить жизнь экспонату.
Коммерческий принцип восстановления предполагает улучшение функциональных особенностей предмета. Для реставратора этого типа важно не только сохранить, но и придать артефакту товарный вид. Подобный вид характерен для реставраторов, работающих при акционерных домах: после восстановления экспонаты продаются в частные коллекции.
Внутри самой профессии существует разделение на отрасли узкой специализации. Например, есть специалисты по реконструкции мебели, восстановлении картин, реставрации одежды и др. Чтобы профессионально зарабатывать на реконструкции, необходимо получить специализированное образование и пройти долгий путь формирования навыков работы под руководством мастеров.
Плюсы профессии
- Работа со старинными образцами. Реставратор – это одна из немногих профессий, которая позволяет не только лично увидеть, но и буквально подержать в руках предметы, возраст которых может быть больше тысячи, а то и миллиона лет. Любители исторических наук могут получить шанс лично исследовать объекты истории.
- Активизирует творческий потенциал. Чтобы качественно восстановить вещь, недостаточно просто действовать согласно общепринятому алгоритму, необходимо уметь апеллировать знаниями о стилях и направлениях в литературе, дизайне или архитектуре и иметь в запасе арсенал технологий, которые бы улучшили и усилили первоначальный замысел деятеля искусства.
- Возможность путешествовать по всему миру. В основном реставраторы работают в стационарных условиях. Чаще всего при музеях и галереях. Не всегда есть возможность доставить экспонат к месту реставрации, например, при плохой сохранности объекта, общей хрупкости конструкции или слишком большом размере, неудобным для транспортировки. В таких случаях реставратор работает на выезде. Таким образом получается побывать во многих городах и даже странах.
- Самообразование. Работа с объектами искусства позволяет узнать много сопутствующей информации об историческом прошлом. Это позволяет стать образованным и разностороннем человеком.
- Возможность работать индивидуально или в составе команды. Выполнять восстановление небольших предметов можно самостоятельно. Однако, когда дело касается масштабных объектов, привлекают несколько специалистов для одновременных работ. Вторая техника взаимодействия более продуктивная — совместная работа позволяет обмениваться опытом, советоваться в процессе.
- Высокая зарплата при наличии опыта. В данной сфере ценятся прежде всего опытные специалисты. Реставратор с опытом и навыками может претендовать на зарплату 120 000 – 150 000 рублей и даже выше.
Минусы и недостатки
- Невысокая зарплата на старте. Диапазон зарплаты реставратора варьируется в пределах 30 000 – 150 000 рублей. Новичкам в профессии очень сложно найти сразу высокооплачиваемую работу. Пока специалист не наработает портфолио – претендовать на хороший заработок не приходится. К этой проблеме присоединяется еще одна – сложно найти работу по специальности. Несмотря на изобилие экспонатов в каждом регионе и широкую сеть музеев, потребность в специалистах по реставрационным работам невысокая.
- Ответственность. Чем выше квалификационный уровень работника, чем ценнее артефакты ему достаются. Это значит, что выполнять восстановление необходимо максимально аккуратно. Теоретически, риск неуспешного проведения процедуры существует всегда. Реставратор, который работает с мировыми шедеврами не имеет права на ошибку – он может испортить культурное наследие глобального значения.
- Ограничение по времени. Не всегда есть возможность работать размеренно. Время от времени появляются заказы, которые необходимо выполнить в сжатые сроки. Работать приходится вне рабочего времени.
- Сложно стать членом команды международного уровня. Специалисты с хорошо развитыми навыками работают с интересными экспонатами. Конкуренция на места в подобные группы реставраторов велика. Высококвалифицированные специалисты должны иметь большой опыт работы, хорошо развиты навыки, иметь развитое чувства такта, а также вести активную научную деятельность и иметь публикации в специализированных изданиях международного уровня.
- Необходимо учиться всю жизнь. Постоянное повышение квалификации – залог успешной работы. Чтобы быть продуктивным, необходимо быть в курсе новинок восстановительных техник, разбираться в реактивах и материалах для реставрационных работ. Научные разработки в этой сфере не стоят на месте. Учёные постоянно совершенствуют реагенты и средства, разрабатывают новые, более эффективные методики работы с разными предметами искусства.
Вывод
Работа реставратора – интересная и творческая. Она активизирует познавательные процессы, позволяет познакомиться с разными людьми, культурами и даже эпохами. Однако, ежедневная рутина даже на творческой плоскости подходит не всем. Реставратор должен быть усидчивым и уметь работать сосредоточено длительное время.
Основную часть своего рабочего дня придется находиться в одной позе и выполнять монотонные движения: наносить специальные растворы, выполнять вручную тонирование поврежденных участков или, даже изготавливать новые компоненты, вместо поврежденных. Кроме того, следует обладать хорошими знаниями истории, религиоведения культурологии.