Спортивная теория возникновения государства принадлежит Хосе Ортега-и-Гассету, испанскому философу. По его мнению, само явление государство образовалось, благодаря концентрации членов первобытного общества на собственной физической силе. Например, в первобытных общинах существовала традиция, по которой мальчики и молодые мужчины были обязаны проходить через физические испытания, чтобы доказать право существовать в этом обществе – провалив их, они обрекали себя на позор до конца своих дней.
Теория обладает как сильными, так и слабыми местами.
Сильные места
- Действительное значение физической силы. Первобытные жители всё ещё могли стать жертвами естественного отбора, так как жили с ещё не прирученными дикими животными и были вынуждены изобретать новые способы бороться с ними. До возникновения общин слабый мужчина не мог уничтожить крупное животное, которое прокормило бы его семью, обрекая их на голодное существование. Таким образом, сильные представители мужского пола выдвигались на передний план и имели право брать лидерство в свои руки, защищая менее способных членов племени.
- Историческая обусловленность. Если брать в оборот образование, например, древней Греции, теория действительно имеет право быть. Стоит вспомнить, что именно там взяли начало Олимпийские Игры, в основу которых и легло стремление первобытных людей к соревновательности.
- Объяснено возникновение социальных институтов. По мере того, как развивалось первобытное общество, появлялись определённые органы, проводившие контроль над определёнными общественными ритуалами, будь это отбор в охотники или внешние сношения с другими племенами. Именно они, углубляя и усложняя свою структуру, со временем стали тем, что в современности известно под названием социальных институтов.
- Вожди являлись хранителями социальных норм. По мнению Ортега-и-Гассета, понятие права проистекает из свода правил, разработанного для Олимпийских игр. Ими занимались мудрейшие из древних греков, старейшины, накопившие жизненный опыт и понимавшие, что справедливо, а что нет. Это доказывает появление такого аспекта государства, как полноценный правовой аппарат.
- Сакральное значение Олимпийских игр. Не стоит забывать и о том, что Олимпийские игры напрямую связаны с пантеоном греческих богов, на Олимпе проживавших. Несмотря на то, что они, по понятным причинам, не принимали участия в оценке спортсменов и даже организации состязаний, игры фактически носили связанное с ними имя. Те участники игр, которым удавалось одержать победу, становились для греков героями, едва ли не приближенным к Богам. Это объясняет совершенствование и обновление института религии.
Слабые места
- Не учитывает материальное производство. Одним из важнейших факторов, повлиявших на развитие человечества и сыгравших свою роль в становлении государства, является материальное производство. Оно было необходимо даже для создания спортивного оборудования, следовательно, существовало задолго до появления Олимпийских игр. Тем не менее, спортивная теория его не учитывает, останавливаясь на единственном интересующем аспекте.
- Не учитывает экономики. Следом за учётом материального производства идёт экономика, развивающаяся через установление отношений обмена и приобретения. Военные состязания могли влиять на границы территориальных образований, на построение иерархии внутри и даже на демографию, так как более сильные мужчины из соседних племён приглашались для заключения браков, но вот торговлю они никак не развивали. Следовательно, важный фактор экономической мощи, имеющий место в современных государствах, появился из ниоткуда?
- Не покрывает всей мировой географии. Да, действительно, в древней Греции зародились Олимпийские игры, в Спарте слабых мальчиков убивали в маленьком возрасте, но мир не заканчивается на двух этих странах. В древнем мире существовало гораздо больше государств, и хотя в каждом из них физическая сила имела важное значение, оно не было главенствующим. Следовательно, физическая сила не могла быть движущей силой образования государства, и не может считаться его полноправной причиной.
- Не учитывает определённых факторов. Существуют определённые народы – даже в современности – в культуре которых также присутствует почитание физической силы и отношение к обладателям оной с преувеличенным уважением. Так, например, бушмены, австралийские аборигены и амазонские индейцы обладают охотничьими обрядами, которые – по мнению Ортеги-и-Гассета – были прообразом физических упражнений, но ни о каком государстве речи даже не идёт.
- Не приводит к объединению. Древняя Греция, на примере которой Ортега-и-Гассет во многом строил свою теорию, фактически не являлась целостным государством. Действительно, на географической карте существовало множество полисов, независимых друг от друга и имевших чёткие границы. Тем не менее, если верить испанскому политологу, Олимпийские игры послужили символом образования государства, но полисы вовсе не стремились к объединению. Другими словами, физическое превосходство привело к организации Олимпийских Игр – при желании, их можно связать с политическими причинами, но единого централизованного государства они так и не образовали.
Вывод
Хосе Ортеге-и-Гассету, несомненно, принадлежит заслуга в подчёркивании важности физической силы и её роли в выживании человечества. Тем не менее, это только один аспект обширной и многогранной картины, которая могла иметь значение в Древней Греции и Древнем Риме, но не действовала в других частях света. Физическое превосходство сыграло свою роль в выживании – сначала наравне с животными, затем – наравне с людьми, посягавшими на занятую территорию. Однако это не единственный фактор, жизненно необходимый для появления и развития государства, поэтому считать теорию Ортеги-и-Гассета единственно верной не стоит.