Твин Пикс, сериал Дэвида Линча, снятый ещё в 90-ые, многими считается сериальной классикой, без знакомства с которой невозможно понять современную культуру. Тем не менее, многие задаются вопросом: стоит ли смотреть сериал сейчас, в XXI веке?
Почему смотреть стоит?
- «Твин Пикс» — феномен. И это не просто громкие слова. Эстетическую сложность и глубину сериала ставят в один ряд с «Улиссом» Джеймса Джойса, намекая на то, что поймут его не каждый. Зато ознакомившись и поняв, можно получить несравнимый эстетический восторг.
- Символизм. Особенно внимательные зрители любят не столько смотреть сериалы, сколько «изучать» их, и как раз-таки в «Твин Пикс» пространства для изучения очень много. Раз за разом в кадре появляются повторяющиеся символы, за которыми что-то скрывается – сова, огонь, деревья; что-то мистическое, не очевидное с первого взгляда. Заметив такой символ, можно долгое время гадать, что он значит, погрузиться в изучение различных теорий или даже предложить свою. В «Твин Пиксе» нет ничего неоднозначного, и это – его неоспоримая заслуга.
- Совмещение различных линий. Одной из главных причин, по которым «Твин Пикс» приковал к себе внимание в 90-ые, была замысловатая игра с привычными жанрами – мелодрамой, мистикой и детективом. Дэвид Линч и Марк Фрост умудрились совместить их в одном сериале, выдав нечто такое, что невозможно получить, следуя привычным сюжетным канонам. Потому сериал будет интересен и поклонникам мистики, и детективов – и романтики.
- Атмосфера. О «Твин Пикс» вспоминают всегда, когда заходит речь о сериалах, стремящихся к созданию нагнетаемой, жуткой обстановки. Всё потому, что «атмосфера Твин Пикс» эталонна, и воссоздать её – значит привлечь к сериалу поклонников жанра, впервые определённого Фростом и Линчем. Одна из главных причин, по которой об атмосфере вообще можно говорить – музыка Анджело Баламенти.
- Вселенная развивается. После того, как в 2014 году было объявлено продолжение «Твин Пикса», трудиться над которым должен был один Дэвид Линч, стало очевидно, что созданный мир станет несколько шире и изменится. Так оно и произошло: новый сезон добавил несколько новых локаций, расширяя внутренний лор и обогащая его историю. Тем не менее, для многих это стало минусом, потому что мир Линча был слишком сложным, перемудрённым, хотя «Твин Пикс» первых сезонов как раз таки отличался простотой и оригинальностью.
- Прикосновение Линча. После провала второго сезона и закрытия «Твин Пикса» Дэвид Линч не оставил проект и боролся за его реализацию до конца. Именно Линчу принадлежит фирменный арт-хаус, сделавший сериал шедевров: работа Марка Фроста концентрировалась на сверхъестественном и, потеряв баланс с реальным, перестала привлекать зрителей. Тем не менее, Линч снял полнометражный приквел «Сквозь огонь» в 1992 году: фильм рассказал об истории Лоры Палмер до убийства. Несмотря на то, что зрители не оценили стараний режиссёра, стало очевидно, что от прежнего уникального стиля ещё кое-что осталось – и в третьем сезоне, вышедшем спустя почти три десятка лет, это было заметно. Третий сезон сериала – наивысшая точка творчества Линча, поклонника символизма и сериального потока сознания, благодаря чему вся его работа приобретает неизмеримую эстетическую ценность.
Почему смотреть не стоит?
- Новизна устарела. Да, когда «Твин Пикс» впервые вышел на экраны в 90-ых, он казался чем-то новым, необычным – поэтому люди смотрели его, заинтересованные в том, что же такого абсурдного произойдёт дальше. Увы, спустя 30 лет и переосмысление канонов, установленных «Твин Пиксом», спустя несколько сериалов, схожих по тематике, чувство свежего воздуха пропало. Возможно, вы скажете даже что-то в духе «Где-то я это уже видел», хотя очевидно, что первоисточником увиденного вами, скорее всего, был именно «Твин Пикс».
- Актёры тоже уже не молоды. Одной из главных причин, по которым сериалы смотрят сейчас – это фан-базы. Молодые, активные, авторы фанфиков, художники, авторы различных теорий – да мало ли кто? У «Твин Пикса» такой фан-базы нет. Конечно, есть поклонники, изучившие сериал от и до, но жизнь в фан-базе не кипит, и многих это может оттолкнуть. К тому же, многие из актёров уже постарели, а некоторые и умерли, поэтому и следить за их развивающейся карьерой уже не так интересно.
- Наличие проходных эпизодов. Как и все гениальные творцы, Дэвид Линч не смог всё время выдавать нечто гениальное. В трёх сезонах сериала, к сожалению, есть эпизоды, смотреть которые не столь интересно, как откровенно сильные, из-за чего в определённый момент сериал может наскучить. Тем не менее, если вы этого не боитесь, этот недостаток не должен вас остановить.
- Первый сезон хуже второго. Рейтинги сериала стали стремительно падать после финала первого сезона, в котором была раскрыта главная интрига. Если история началась с убийства Лоры Палмер, то финальная серия открыла секрет того, кто был в этом виновен, но новой интриги не появилось. Дэвид Линч временно отошёл от производства, и Марк Фрост справился с задачей несколько хуже, из-за чего установилось всеобщее мнение, что второй сезон снят гораздо хуже первого, поэтому и смотреть его уже не стоит.
- Третий сезон происходит вне Твин Пикса. Название сериала – это скромный городок, в котором происходят жуткие события, и когда место действия изменилось, многим поклонникам это пришлось не по душе. Прежних персонажей, молодых и прекрасных, на экране уже не было, а старые знакомые декорации сменились новыми городами, по какой-то причине обладающими той же атмосферой, что в Твин Пиксе. Это разрушило определённую уникальность места, поэтому и сезон получил смешанные оценки.
Вывод
Итого, можно сделать вывод, что «Твин Пикс» — сериал для тех, кому интересны истоки кинематографа, и кто любит наблюдать за медленным раскрытием сюжета. Возможно, только оценив источник, можно сказать, насколько грамотно его перерабатывают современные сценаристы, и присоединиться к обширной, хотя и пассивной фан-базе, оценившей культурные инновации «Твин Пикса».