Государственные закупки – это процедура обеспечения государственных и муниципальных органов необходимыми товарами, работами или услугами на тендерной основе. Проще говоря, отбор поставщиков по конкурсной схеме. Вся система государственных закупок регламентируется федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который полностью регламентирует всю процедуру закупки от составления плана закупок, размещения извещения о закупке в Единой информационной системе до момента окончания выполнения договора.
Принцип работы системы
Суть сводится к тому, что государство через электронную площадку размещает заказ на поставку товара или оказание услуг. В нем указываются объем, необходимые требования и условия. Исполнитель, соглашаясь с условиями, предлагает свою цену. Победителем признается участник с самой низкой стоимостью. Цель процесса – прозрачность, открытость и максимальная честность закупки.
К основным способам закупки относятся аукцион, запрос котировок, запрос предложений, конкурс, которые могут быть открытые или закрытые. У каждого способа свои особенности проведения процедуры, срок, требования к наличию или отсутствию обеспечения заявки.
Плюсы
- Расширение рынка сбыта, круга клиентов – это неоспоримое и главное преимущество. Государство – постоянный крупный потребитель товаров и услуг разной направленности: от покупки гвоздя до строительства энергетических комплексов, поэтому в секторе государственных закупок можно найти сбыт вне зависимости от направленности предприятия и его географии. Благодаря этому можно получить крупные заказы на внушительные суммы.
- Колоссальный опыт, который получает организация, начиная работу в данной сфере. Опыт выполнения государственных контрактов имеет свои отличия от обычных договоров: учат дисциплинированности, организованности и ответственности. Эти качества становятся необходимыми, учитывая строгость условий государственных договоров.
- Даже отрицательный результат и проигрыши могут стать плюсом и послужить основанием для проведения анализа слабых и сильных сторон своего предприятия. Благодаря тендерам появляются наглядные материалы условий, на которых работают конкуренты, что позволит выработать правильную дальнейшую стратегию развития.
- Увеличение потенциальной клиентской базы за счет предприятий-заказчиков, с которыми можно наладить диалог вне государственных закупок, особенно для небольших поставок в пределах ста тысяч рублей.
- Участие в тендерной системе положительно влияет на имидж компании и формирование деловой репутации. Появляется новый способ заявить о себе.
Минусы
Прежде чем активно осваивать новое направление, желательно педантично проанализировать требования, предъявляемые к участникам госзакупок, предлагаемые условия сотрудничества, затраты на освоение нового направления и возможности компании. Перечисленные аспекты могут стать весомыми аргументами для отказа в участии:
- Жесткие требования, предъявляемые к участникам закупки. Например, отсутствие задолженности по налогам и сборам, отсутствие судебных разбирательств, административных правонарушений. Многие заказчики требуют наличие у контрагента деловой репутации в виде положительного опыта исполнения подобных заключаемому договоров. Начинать работу нужно с изучения требований законодательства на предмет соответствия им.
- Отсрочка платежа — ключевой минус, к которому могут быть не готовы многие компании. Государственные заказчики сотрудничают по схеме постоплаты в течение пятнадцати-тридцати дней после выполнения всех условия договора. Задержка оплаты также довольно частое явление, которое нужно учитывать. При этом штрафные санкции за просрочку минимальны. Иногда единственным вариантом получить оплату остается только суд.
- Высокая конкуренция – недостаток рынка госзакупок, который делает его непривлекательным для организаций, перепродающих товары или имеющих большую наценку. В одном сегменте с производителями товаров, крупными дистрибьюторами и оптовыми поставщиками мелкие продавцы становятся неконкурентоспособными: производители имеют возможность существенно снижать стоимость. Нельзя исключать недобросовестную конкуренцию. Несмотря на активную борьбу с ней, лазейки остаются всегда. Например, когда без аргументации прописываются конкретные торговые марки. В таком случае поставщик вправе обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу.
- Затраты на процесс начнутся с получения электронной цифровой подписи. Получить ее можно в специально аккредитованном центре. Без подписи участие невозможно. Дополнительно для обеспечения заявки на участие в процедуре закупки по 44-Ф требуется открытие специального расчетного счета в банке. Тарифы на открытие и обслуживание варьируются в зависимости от банка. Еще одной расходной статьей будет сумма на обеспечение исполнения договора – это гарантия для заказчика выполнения обязательств.
- Участие в государственных закупках предполагает наличие определенных знаний и навыков для аккредитации на электронных площадках, анализа закупочной документации, составления заявки. Вариантов решения есть несколько: самостоятельное обучение на специализированных тренингах, расширение штата для единицы тендерного специалиста, услуги сторонней организации для организации участия. Каждый из вариантов влечет дополнительные расходы.
Работать с госзакупками или нет можно решить только на основании проведенного анализа, в котором учитываются сфера и характер деятельности предприятия, ценовая политика, наличия в штате квалифицированных сотрудников и многого другого. Цена вопроса принятого решения – это материальные и временные затраты, которые могут либо окупиться, либо нет.