С очередным приходом зимней поры всем автовладельцам доводится сменить летние шины на зимние. Многие станут применять традиционные шипованные покрышки. Существует мнение, что для суровых российских зим это оптимальный выбор. Но на рынке также есть и липучка. Покрышка, которая не снабжена шипами. Ее работа основывается на иных принципах, тем не менее, у фрикционных аналогов наблюдается масса преимуществ.
Назначение
Любая зимняя резина, должна использоваться при среднесуточной температуре +7, не выше. Производится такая шина из особой резины, которая имеет некоторые специфические особенности.
В сильный мороз подобная покрышка не теряет своей эластичности. Резина, уготовленная для летнего периода, при температурах ближе к нулю начнет твердеть. Зимние липучки (шины) имеют в своём распоряжении нелинейные рисунки протектора. Вместо шипов на них масса насечек-ламелей. По этой причине фрикционные шины часто называют ламелизированными. Особенный состав резины и сложное строение протектора повышают управляемость автомобилем. Эффективное торможение становится возможным и без шипов. Но есть некоторые нюансы.
Виды фрикционных покрышек
Липучка – покрышка, изготавливаемая как из мягкого, так и с жесткого сырья. Мягкую обычно относят к арктическому, или скандинавскому типу, тогда как твердую относят к европейскому.
Важнейшая характеристика для автошины – это индекс скорости. Обычно принято его обозначать на боковом корте. В случае небольшого скоростного индекса, то речь идет о более мягком типе шины. От величины этого показателя еще зависит и длина тормозного пути.
Липучка арктического типа
Эти шины произведены из мягкого каучука и обладают большим количеством особых насечек-ламелей. Это позволяет добиться качественного сцепления с обледеневшими участками дороги.
Европейский тип
Шины этой категории жестче. По количеству ламелей, можно сказать, что в отличие от скандинавского, их здесь в пару раз меньше. Рисунок протектора устроен в виде больших шашечек (ребер). Индексы скорости превышают индексы предыдущего класса и составляют 210-240 километров в час.
Рассмотрим причины, по которым стоит остановить свое внимание на данном типе покрышек:
- Микропористое покрытие. Для повышения управляемости автомобиля на льду, верхний слой шин-липучек изготавливается из особой микропористой резины. Микропоры этих шин в плоскости пятна-контакта с дорогой в буквальном смысле липнут ко льду. Таким образом, достигается кратчайший тормозной путь и стабильная управляемость на обледеневшей дороге. Для достижения еще более эффективного сцепления, блоки на протекторе поделены на насечки. Но конечные не выходят за границы шашки. Под весом авто ламели «расплываются». В следствии увеличивается площадь контакта со льдом на дороге. Вне пятна соприкосновения нагрузка исчезает, а ламели возвращаются в свое нормальное состояние.
- Наличие стекловолокна в составе. На данный момент в составе материала для изготовления шин повсеместно встречаются стекло-волокна. Функция этих элементов — повреждать лед. Естественно это увеличивает трение покрышки с дорогой.
- Протектор липучки. Рисунок фрикционной шины может быть как направленным, так и ненаправленным, симметричным или же асимметричным. Самый распространенный – это ненаправленный протектор. Характеристики протектора в таком случае раскрываются, при любом направлении вращения колеса не теряя качества сцепления. Это самый универсальный рисунок. Ассиметричный протектор составлен из двух частей. Это способствует повышению эффективности и возможностей резины в различных ситуациях. Наружная часть рисунка служит для сырых покрытий и для противостояния воде. Внутренний участок эффективен на сухом полотне.
Главные достоинства фрикционной резины перед шипованной
Шины-липучка имеют определенные качества, которые ставят их в более выгодное положение, чем шипованные. Как уже сказано выше, ламели построены таким образом, чтобы плоскость резины максимально плотно прилегала к дорожному полотну. Отсюда вытекает ее явное преимущество при езде в городских условиях, где дороги очищают чаще.
- В условиях слабой заснеженности региона. Фрикционная шина не наносит ущерб асфальту и является достаточно безопасной при эксплуатации. Во многих странах есть стандарты на использование шипованных колес.
- Морозостойкость. Почти все фрикционные колеса, имеющиеся в продаже, произведены из более мягкой резины, чем шипованные. Это очень злободневно в крепкие морозы. Покрышка не деревенеет и полностью сберегает свою упругость.
- Тише и экономичнее в ходу, чем шипованные покрышки. Значительным преимуществом является экономия топлива при езде в слабо заснеженных регионах, где обледенение и обильные снегопады скорее исключение, чем правило. Также часто положительно автолюбители отзываются о низком уровне шума покрышек при езде на плотном льду или асфальте.
Недостатки
- Даже высококачественные производители фрикционных покрышек не могут добиться сцепления с обледенелой дорогой уровня шипованных прототипов. Причина прячется в чрезвычайной мягкости состава. Машина точно плывет по дороге и даже может скользнуть на сухом асфальте.
- Липучки обладают невысоким постоянством также и на рыхлом снегу. Шины не способны загребать достаточно снега и в следствии буксуют. Это решение не подходит для применения за городом зимой на бездорожье и на нечасто очищаемых дорогах.
- Эта резина не подходит для скоростного и агрессивного стиля вождения. Она преимущественно предназначена для движения в городской полосе на средних скоростях.
Заключение
Были выявленные основные качества фрикционной резины. Зимние шины без шипов предоставляют автовладельцу возможность гибче определять время, «переобувки» автомобиля, таким образом, лучше установить фрикционные шины. И не вспоминать о колесах до самой весны. Можно отметить, что это хорошая замена шипованным покрышкам. Нужно только определиться, с лучшими липучками, и тогда авто вас не подведет.