Исторически сложилось, что система образования одной из первой реагирует на малейшие изменения в политической, экономической и культурной жизни страны и пытается выстроить педагогический процесс таким образом, чтобы все его участники и структурные компоненты соответствовали новым требованиям.
Так произошло в США в конце XIX века в небольшом городке Батавия. В нём наметилась серьёзная проблема: школьные классы из-за детей иммигрантов и переселенцев настолько переполнились, что это грозила крахом всей системы образования. Учитывая неоднородный состав обучающихся по этническим, религиозным и культурным особенностям, а также уровень их умственного развития и подготовки, учителя не успевали давать учебный материал в необходимом объёме. Росла неуспеваемость, а вместе с ней и недовольство родителей. Ситуация могла бы закончиться очень печально, если бы не одно нововведение, предложенное директором школы Джоном Кеннеди.
Батавская система индивидуализации обучения: что это такое
Примерно с середины XIX века в США начался быстрый темп экономического развития и связанное с ним увеличение роста промышленного производства. В крупные города, занятые производством, активно потянулось население, в том числе иммигранты и переселенцы. К ним присоединились освобождённые в 1863 году рабы.
Набирающая обороты индустриализация потребовала всеобщего начального образования и грамотности населения. Эту потребность должны были удовлетворить школы. Однако существовавшая система образования не могла справиться с возложенной на неё задачей.
В 1898 году в городе Батавия, расположенного на северо-западе штата Нью-Йорк, в одном из классов можно было насчитать 53 ученика. Учебный процесс практически оказался в тупике. Тогда директора школы Джона Кеннеди посетила идея внедрения индивидуализации в обучение. Позднее его система была изложена в работе «Батавская система индивидуального инструктирования» (1914).
Суть педагогической системы состояла в следующем. Учебный процесс предлагалось разделить на 2 части:
- Учебные занятия, проводимые учителем со всем классом.
- Индивидуальная работа с отдельными учениками (с мотивированными и способными или отстающими по данному предмету).
Индивидуальную работу с учениками предполагалось проводить не от случая к случаю, а сделать её систематической. Для реализации поставленной задачи в переполненные классы приглашались другие учителя, которые работали только с отстающими или способными учениками. Помощники основного педагога должны были объяснять ученикам трудные моменты в содержании учебного материала и придерживаться определённых правил:
- Не давали ученикам новых знаний, но при этом отслеживали, что конкретно они знают или не знают.
- Не выполняли задания вместо ребёнка, но обязательно видели, что он делает.
- Не опережали материал, который давал на уроке основной учитель.
Батавская система основной своей целью видела разумное сочетание коллективного обучения с индивидуализацией учебного процесса. Одновременно в Европе появилась похожая система, которая получила название Мангеймской системы.
Плюсы Батавской системы
Система, основанная на индивидуализации обучения, обладала явными преимуществами, к которым можно отнести:
- Учёт индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей.
- Приобретение учениками прочной системы знаний, умений и навыков.
- Преодоление возможного отставания одних учеников от других.
- Формирование способности самостоятельно добывать знания.
- Развитие индивидуальных качеств каждого ребёнка.
- Пробуждение интереса к изучаемому предмету и к учебному труду в целом.
- Освобождение учителя от чрезмерной нагрузки.
- Возможность для педагога более продуктивно работать с классом, равномерно распределяя своё время между всеми учениками.
- Возможность охватить образованием как можно большее количество детей.
Индивидуальную работу мог проводить и один учитель, если это позволяло количество учеников в классе. Джон Кеннеди утверждал, что не придумал какую-то новую систему, а лишь доработал и систематизировал давно существовавший индивидуальный подход к ученику. При этом учитель больше не тратил общее время урока на общение с плохо подготовленными или отстающими учениками и испытывал меньше стресса. Дети, особенно медлительные, также избавились от чувства давления авторитета педагога и в результате в конечном итоге лучше усваивали учебный материал.
Недостатки системы
Батавская система обучения, помимо очевидных плюсов, имела и некоторые недостатки. К её наиболее существенным недочётам можно отнести:
- Ориентация на «среднего» или «слабого» ученика. Как бы учителя ни стремились охватить своим вниманием всех детей в классе, можно с уверенностью утверждать, что сильные и способные ученики вынуждены были «плестись в хвосте» (так как задача помощников учителя – не опережать материал, изучаемый на уроке).
- «Расчленённость» и неоднородность учебного материала для детей с разным уровнем подготовленности.
- Неодинаковые условия и требования к разным ученикам.
- Большие временные затраты на достижение поставленных задач.
- Недостаточная управляемость познавательной деятельностью учеников со стороны педагогов.
- Необходимость привлекать дополнительных педагогов в качестве помощников. Из-за этого могли происходить недоразумения, связанные с личностными особенностями самих педагогов, а также с их индивидуальными стилями преподавания.
Рекомендации
Отдельные элементы системы могут быть использованы в условиях современного образовательного учреждения. Например, идея индивидуализации в обучении находит отражение в разработке индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, позволяющих сделать получение знаний более осознанным и интересным.
Правила использования технологии индивидуализации в обучении:
- Участие обучающихся в отборе необходимых им знаний и учебного материала.
- Ориентация на интересы и потребности учеников.
- Рациональное сочетание коллективной и индивидуальной форм работы.
Вывод
Батавская система обучения в целом показала свою эффективность и выполнила главную задачу – охватить образованием как можно большее количество детей. Многие идеи этой системы не утратили своей актуальности и в наши дни, найдя применение в современных педагогических технологиях.