Технология развивающего обучения — плюсы и минусы

Технология развивающего обучения — плюсы и минусы

Всем известно, жизнь не стоит на месте, так и учебный процесс в наше время претерпевает некоторые изменения. На смену классно-урочной системе Я.А.Каменского и К.Д.Ушинского, которой более 200 лет, постепенно приходит технология развивающего обучения авторами которой являются Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Эльконин.

Развивающее обучение – это направленность учебного процесса на интеллектуальное, физическое, познавательное и нравственное развитие учащихся.

Отличие развивающего обучения от классического учебного плана

  1. Ребенок стоит в центре педагогического процесса, от него зависит успех.
  2. Роль учителя состоит в построении учебной практики таким образом, чтобы развить мышление учеников.
  3. Цель учебного процесса направлена на решение и организацию познавательных задач.
  4. Подготовка учеников собственными силами осваивать знания, находить истину путем дидактического подхода.
  5. Комплекс способов и средств обучения.
  6. Смысл технологии заключается в развитии мышления, а не использовании памяти и ранее полученных знаний.

Важная роль в технологии развивающего обучения уделяется самостоятельности ученика и контакту с природой. Это взаимодействие содержит в себе все этапы деятельности: планирование, целеполагание, организацию, реализацию целей и анализ результатов. Каждый этап имеет свое значение в процессе становления индивидуальности. Активно-деятельностный прием сменяет объяснительно-иллюстративный, который подразумевает развивающее обучение.

Каждая система имеет положительные и отрицательные особенности, технология развивающего обучения не исключение.

Обучение детей

Плюсы

  • Каждый ученик является отдельной личностью. В традиционной программе основная часть учебного процесса построена в виде получения огромного количества информации, которую передает учитель. Детям нужно лишь запомнить ее и уметь пересказать. По методике Л.В. Занкова акцент ставится на партнерство. Учитель развивается совместно с учеником. Перед педагогом стоит задача не просто преподать готовую информацию, а научить анализировать и синтезировать ее. С помощью этого можно заинтересовать каждого ученика. Обучение не предусматривает классификацию отметок ни положительных, ни отрицательных, это раскрепощает ребенка и дает возможность проявить себя в коллективной и самостоятельной работе.
  • Развитие творческих способностей. Комфортная обстановка, эффект наглядности, коллективное обсуждение дает начало навыкам осмысленного диалога, развивают критическое мышление и творческий потенциал.
  • Система учит ребенка уходить от стандартного мышления и находить нестандартные ответы.
  • Разнообразие деятельности. Применение дидактических игр, дискуссий, инсценирование и т.д.
  • Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития, то есть обучение и развитие находятся в единстве. Обучение идет немного впереди развития, стимулируя, но в то же время, опираясь на него.

Дети на уроке

Минусы

  • Не всем учащимся по силам быстрый темп и высокая степень сложности. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями, универсальной системы обучения для всех нет. Например, некоторые школьники показывают хорошие результаты по традиционной системе, а с программой по Л.В. Занкову не справляются, так как обучение протекает на высоком уровне трудности.
  • Нет законченного систематизированного комплекса обучения, начиная от дошкольников и заканчивая средним звеном. После окончания начальной школы у ребенка не будет другого выхода кроме адаптации к другой программе.
  • Самоконтроль и самооценка. Не все дети способны объективно оценивать собственные силы.
  • Слабая теоретическая часть. Так как по системе Л.В. Занкова большая часть времени уделена практике, у которой нет готового образца, на теоретическую часть и на закрепление материала отводится меньше времени. Задания бывают настолько сложными, что по силам не каждому взрослому.

Несмотря на все минусы программы, положительного больше. Развивающее обучение формирует у детей обобщенные интеллектуальные навыки, а именно: умение объяснять ситуацию и делать выводы, смотреть на объект с разных сторон, проводя связи со многими предметами, перемещать известные способы действия в другие условия.

Особенности технологии развивающего обучения

Программа учит искать информацию самостоятельно, а не получать готовую, благодаря этому происходит всестороннее развитие личности. Школьники умеют не только рассуждать, но и спорить, вступать в диалог, находить аргументы. Дети чувствуют себя более раскрепощенными и обладают большим багажом знаний, по сравнению со сверстниками, которые обучаются по традиционной системе.

Ставя перед детьми конкретные вопросы, программа не предполагает получение ответов по шаблону. Ученик высказывает свою точку зрения, слушает мнение своих товарищей и учителя, при этом может согласиться или опровергнуть предположения.

Под наставлением учителя информация подается от простого к сложному через коллективный поиск. Занятие начинается с обобщения того, что детям уже известно, получается ситуация успеха, но через некоторое время ученики сталкиваются с препятствием для решения которого знаний недостаточно, в этот момент на помощь приходит учитель.

Огромная ответственность возлагается на педагога. В обучении все предметы равны, на каждом уроке должны развиваться нравственные, эмоционально-волевые, познавательные, эстетические навыки. Ребенок проявляет любознательность, стремится все знать. Задача учителя не погасить интерес к учебе, подпитывать любознательность, дать ребенку поверить в собственные силы и увидеть результат труда.

Данная программа непривычна для учителя, но для школьника является развивающей и наиболее оптимальной. Сегодня, человек нуждается не в накоплении информации, а во всестороннем развитии личности, поиску нестандартных решений, нахождение выхода в любой ситуации. Все это и предполагает технология развивающего обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *