Каждая из более 200 стран в мире имеет свою экономическую модель развития. И хоть принципиально разновидностей экономических систем не много, идентичных моделей практически не существует. Это связано с тем, что у каждой страны свои уникальные факторы (менталитет народа, традиции в обществе, история, формы собственности на имущество, политическая система, природные ресурсы, соседи и так далее), на основании которых строятся связи внутри государства. При этом достаточно эффективной моделью развития государства считается социально ориентированная рыночная экономика.
Описание экономической модели
Впервые указанная модель в ее классическом виде была внедрена в Германии в послевоенный период (1946 год). Она была призвана в короткий промежуток времени восстановить экономическую мощь государства, существенно ослабленную Второй мировой войной. Современная Германия доказывает, что выбор оправдал ожидания.
Исходя из определения, социально-рыночная модель представляет собой систему, регулируемую рыночными отношениями, главным ориентиром и целью которой является повышение благосостояния, уровня жизни и социальных гарантий граждан.
Одним из ключевых признаков социально ориентированной рыночной модели является развитая экономика с высокими показателями внутреннего валового продукта на душу населения с одновременным высоким развитием социальных институтов, обеспечивающих гарантию прав и свобод граждан. Это выражается в высоком уровне государственно-частного партнерства, в котором именно институты власти выступают гарантом и регулятором достижения параметров социально-экономического развития.
В зависимости от предшествующего политического и экономического строя, различают эволюционную и транзитивную варианты социально ориентированной рыночной экономики.
Преимущества социально ориентированной рыночной экономики
Социально-рыночная модель является достаточно распространенной формой построения экономических отношений внутри государства. Этому способствует ряд преимуществ модели, основными из которых являются следующие:
- Обеспечение высокого уровня занятости населения в экономике. Безработица не носит массовый характер и варьируется в диапазоне 1-2%. Трудовые отношения защищены государством с обеспечением достойных условий и требований охраны труда.
- Стремление к стабильности на валютном рынке государства. Макроэкономические колебания мирового рынка сглаживаются за счет ресурсов государства, что способствует повышению уровня уверенности в завтрашнем дне и безопасности инвестиций в экономику.
- Участие государства в регулировании и повышении доходов населения. В результате отсутствует значительное расслоение общества на богатых и бедных. Уровень жизни различных слоев населения является высоким.
- Одновременное комплексное развитие государственного и частного секторов экономики. Проведение политики государственно-частного партнерства, основанного на гарантиях равных условий доступа к ресурсам и рынку.
- Стимулирование государством развития эффективных производств и повышение конкурентоспособности товаров. Предприятия и организации имеют долгосрочные планы развития и активно инвестируют свободные денежные средства в модернизацию производств и обновление основных средств.
- Гарантированное решение государством всех ключевых проблем обеспечения жизнедеятельности населения. Прежде всего, это выражается в бесплатном качественном медицинском обеспечении граждан, а также обязательности среднего и доступности современного высшего образования.
- Высокий уровень экологической безопасности. Постоянное внедрение технологий, призванных обеспечивать требуемые показатели качества окружающей среды.
- Сильный правоохранительный блок, выступающий гарантом безусловного обеспечения конституционных прав и свобод граждан, а также общественных интересов. В результате формируется законопослушное общество, имеющее низкий уровень преступности.
Недостатки социально ориентированной рыночной экономики
Идеальной экономической модели не существует. Имеет свои специфические недостатки и социально ориентированная рыночная экономика. К числу основных минусов указанной системы отношений относятся следующие:
- Основные затраты на поддержание социальных гарантий ложатся на бюджет, наполнение которого происходит за счет высокой налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. Указанные факторы тормозят темпы их развития и снижают прибыльность.
- Обеспечение высокой занятости населения не способствует оптимизации штата предприятий и организаций. Производительность труда снижается. Уровень доходов населения не всегда поддерживается за счет реально заработанных денег.
- Валютная стабильность зачастую требует участие государства в поддержании стабильного обменного курса национальной валюты. На сглаживание макроэкономических колебаний тратятся бюджетные средства. В результате сильно переоцененной национальной валюты возрастают риски кризисных явлений в экономике, сопряженных с девальвацией и резким падением покупательской способности и уровня жизни.
- Дополнительная нагрузка на бюджет в поддержке низкоэффективных предприятий. Зачастую нерентабельные субъекты хозяйствования субсидируются из бюджета в форме льготного кредитования, беспроцентных займов, организацией закупки сырья по сниженным ценам. Субъекты господдержки фактически не заинтересованы в разработке эффективных антикризисных программ и фактически косвенно существуют за счет более прибыльных предприятий.
- Система не способствует сохранению не возобновляемых природных ресурсов.
Выводы
Модель социально ориентированной рыночной экономики имеет высокую финансовую нагрузку на государство по обеспечению благосостояния граждан, поэтому желательна к применению в странах, имеющих одно или несколько объективных макроэкономических преимуществ. Это может быть высокая степень обеспеченности природными и энергетическими ресурсами, логистический и транзитный потенциал, выход к морю и так далее. В противном случае нагрузка на бюджет не будет обеспечиваться потенциалом промышленности, что будет выливаться в регулярные кризисные явления.