Музыкальные инструменты – мечта любой бабушки. Вернее, мечтою является умение внука или внучки на нем/них играть. Многих отдают в музыкальную школу насильно; с другой стороны, туда попадают и люди, идущие по зову сердца. Как ни посмотри, есть и взрослые, которые берут уроки музыкальных инструментов у состоявшихся господ-музыкантов: зачем тратить время на музыкальную школу, когда можно сконцентрироваться на чем-то одном?
К примеру, на скрипке. Если молодежь все рвется и тянется к гитаре и ударным, то взрослые чаще выбирают скрипку. Красивый, изящный инструмент со звучанием, воспетом в стихах, благородное дело – на скрипке играть. По крайней мере, так думают многие. В реальности же дело может обстоять иначе, поэтому стоит взвесить все плюсы и минусы, прежде чем садиться за обучение игре на скрипке.
Но сначала стоит поговорить о самой скрипке. Инструмент это красивый и старый, уникальный в некотором роде. Относится он к струнным, а играют на нем смычком. Впрочем, что описывать – каждый человек знает, как выглядит скрипка. Паганини был известным скрипачом, впрочем, как и Вивальди. Моцарт тоже жаловал данный инструмент. Иными словами, играть на данном чуде музыкального искусства – честь.
Плюсы игры на скрипке
- Определенное изящество. Как ни крути, а играть на скрипке – красиво. Красиво и в визуальном плане (как прекрасен скрипач, прижимающий к себе инструмент), и в музыкальном плане (ведь звуки, исходящие из этого инструмента, невероятно волшебны).
- Уважение музыкантов. Мало какой классический инструмент пользуется таким уважением, как скрипка. Это потрясающий эталон красоты, великолепия и сложности: играть на подобном может не каждый, и поэтому коллеги определенно будут восхищены талантом друга-скрипача.
- Заработная плата. 50000 – не много, не мало. Но для регионов это все же много. Музыканты сейчас зарабатывают, в принципе, не слишком большие цифры. Скрипачи выгодно выделяются: оркестранты получают относительно достойное вознаграждение за свой труд.
- Наследие великих. Не зря уже было упомянуто, что Моцарт, Паганини и Вивальди жаловали скрипку. Этот инструмент – наследие великой школы музыки, которая влияет на культуру глубоко, глубже, чем многие прочие инструменты.
- Зависть. … белая и черная. Черная зависть от кого-то – нехорошо и даже опасно, но вот белая – в ней ничего дурного нет. Если кто-то в классе скажет: «я играю на скрипке!» — определенная часть девочек тут же будет его.
- Возможность восхищать другой пол. К слову об этом. Дамы млеют, когда слышат скрипку (да и юноши тоже – скрипачкам на заметку). Этот инструмент пользуется славой и любовью не только в музыкальном сообществе, а небольшое произведение перед любимой/любимым точно его восхитит. Особенно если он/она не обладает соответствующими музкачествами и талантами.
Минусы игры на скрипке
- Рабочий день. Он состоит не столько из выступлений, сколько их подготовки к нему. Постоянные репетиции – это не для слабонервных: придется много трудиться, причем повторять одно и то же.
- Повторение одних и тех же композиций. В работе скрипача нет разнообразия. И это, по правде говоря, пугает не на шутку. На такой работе люди быстро выгорают, у них повышается уровень стресса, и это уж точно не способствует ни хорошему отношению к работе (пусть горячо и любимой – от повторения одно и того же быстро устаешь), ни улучшению навыков, ни появлению желания заниматься чем-то новым и более сложным. Люди выгорают – и это очень печально, крайне, крайне печально, особенно учитывая, что в силу музыкального образования они обычно теряют возможность устроиться на другую работу.
- Сложное обучение. Обычно скрипачи в оркестрах – это люди, настрадавшиеся в детстве (а иногда и в юношестве – те, кому особо не повезло). Так, берут в такие места (и консерватории) только после полного курса музыкальной школы. Обычно года могут варьироваться, но 7 лет (средний показатель) – это уже немало. 7 лет после школы каждый день идти в музыкальную школу, а по приходу домой тренироваться вновь и вновь, не имея возможности ни провести время с друзьями (если их вообще удалось завести), ни посмотреть что-нибудь, ни отдохнуть как-нибудь. Пусть и считается, что музыкальные школы (а вместе с ними и художественные) развивают детей, на деле же все происходит наоборот: в детях, по словам некоторых психологов, убивается детство. А потерянные социальные навыки (и возможность заняться чем-то по-настоящему интересным) уже не вернуть. Конечно, можно работать и не в оркестрах, но много особо таким не заработаешь. Исключение – те, кому удалось попасть в группы, к примеру, кавер-группы струнных исполнителей.
- Утерянная социализация. Про нее только что было сказано: мало времени – мало друзей. Вот и все. Это весьма печально, но музыканты часто и чаще замыкаются на себе и своем окружении, нежели ищут разносторонние интересы на стороне.
- Тяжелый труд. Учиться играть на скрипке тяжело. Морально – ни друзей, ни интересов, ни отдыха, — и физически – без сна, без перерыва (почти) постоянно играть, стачивая пальцы нитями. В конце концов кончики пальцев человека-скрипача теряют чувствительность. Это не страшно: если перестать играть, кожа обновится, и жесткие «подушечки» уйдут. Но, увы, скрипачу нужно играть, чтобы жить и кушать, так что о мелкой чувствительности можно забыть.
- Дорогой инструмент. Не такой и сложный в плане «найти и купить», как орган, конечно, но все же. Гитары продаются повсюду, пианино и фортепиано (а также синтезатор – тоже). И стоит немало – недешево. Скрипка – удовольствие не для каждого, да и по карману не всем подойдет.
Краткий итог
Как ни крути, а быть скрипачом сложно. Сложно – но можно: по-настоящему воодушевленных не остановит ничего, и они смело прорвутся к своей мечте музицировать на легендарном инструменте Паганини. Тем же, кто не уверен в своих силах, начинать… Ну… Можно, конечно, но чаще всего такие люди бросают все если не на полпути, то в начале. А деньги, выброшенные на инструменты, книги и специалистов-репетиторов, уже никто не вернет (ну, чаще всего).