SMM-специалист – это профессионал в сфере SMM (Social Media Marketing), осуществляющий комплекс мер с целью продвижения брендов, товаров, услуг, веб-сайтов посредством социальных медийных ресурсов: социальные сети, блоги, тематические порталы. Профессия преимущественно связана с маркетингом, но имеет и отношение к ИТ. Фактически профессия находится на стыке сфер маркетинга и информационных технологий. Это интересная, современная и достаточно востребованная профессия.
Особенности работы в SMM
К основным задачам SMM-менеджера относятся:
- Разработка стратегий продвижения. Специалист определяет целевую аудиторию (ЦА), анализирует её интересы и поведение, ищет площадки, где высоко сконцентрирована данная ЦА, прорабатывает программы лояльности для клиентов, интегрирует SMM-мероприятия в основной маркетинговый план компании.
- Управление рекламой – организация конкурсов и акций, продвижение через видеохостинги, в том числе, путём создания брендовых каналов.
- Управление репутацией – получение обратной связи от ЦА и её анализ, коррекция мнения общества посредством маркетинговых материалов в соцсетях.
- Взаимодействие с сообществом – коррекция вектора обсуждения в необходимом направлении, стимуляция активности ЦА, нейтрализация отрицательно настроенных пользователей, обеспечение поддержки посредством соцсетей.
- Управление аккаунтами в социальных сетях.
- Взаимодействие с подрядчиками.
- Контент-менеджмент – оптимизация контента бренда под формат блога, видеохостинга и т. п., подготовка текстов, видеороликов и изображений для соцсетей, написание сценариев для видеороликов, рассылка релизов.
- Взаимодействия с блогерами для привлечения внимания ЦА и формирования необходимого общественного мнения.
- Постоянное отслеживание и анализ результатов.
- Создание, продвижение и сопровождение брендовых аккаунтов в соцсетях и других медийных ресурсах.
- Маркетинговые и рекламные кампании в соцсетях, на видеохостингах, в блогах и других тематических порталах.
SMM-специалист подготавливает контент-планы, на основе которых готовит посты для соцсетей. Менеджер прорабатывает и проводит рекламные кампании в соцсетях и сервисах для блогов. Для этого не только запускают контекстную и таргетированную рекламу, но и создают группы в социальных сетях, чтобы сформировать активное сообщество.
Сотрудник модерирует эти группы и консультирует их участников по различным вопросам. На основе получаемых результатов специалист оказывает информационную поддержку при проведении различных активностей офлайн. Важной функцией является анализ конкурентов и проработка более выгодных предложений для клиентов. Специалист формирует и поддерживает имидж компании посредством создания постов в соцсетях, на тематических форумах и порталах.
Чтобы работать в SMM, нужно обладать такими качествами:
- Общительность.
- Креативность.
- Любознательность.
- Стремление к развитию в профессии.
- Способность анализировать информацию в больших объёмах.
- Логичное и системное мышление.
- Ориентированность на успех.
- Самодисциплина.
- Самостоятельность.
- Хорошее знание русского и английского языков.
- Способность ёмко и ярко выражать мысли.
Специалист должен разбираться не только в маркетинге, но и иметь базовые знания в IT. Нужно уметь настраивать таргетированную и контекстную рекламу в разных сервисах, изучать аналитические данные, обладать базовыми знаниями в SEO и разбираться в различных CMS.
Преимущества работы в SMM
Профессия обладает рядом достоинств:
- Востребованность. Спрос на услуги по SMM постоянно растёт ввиду стремительного развития социальных сетей и медиа, перехода бизнеса в онлайн.
- Для входа в профессию практически нет ограничений. Работать в SMM может любой человек – от подростка до пенсионера.
- Масса платных и бесплатных материалов для обучения.
- Возможность прохождения обучения на практике, работая начинающим специалистом в SMM-агентстве.
- Возможность перейти в смежную профессию, к примеру, в офлайн или онлайн маркетинг.
- Свободный график работы. Специалист может сам формировать свой рабочий график, главное – своевременно и качественно выполнять поставленные задачи.
- Возможность удалённой работы. Многие SMM-менеджеры работают удалённо, в том числе, в качестве фрилансеров. Работать можно практически из любой точки мира, где есть доступ к интернету. Но, также можно работать и в офисе в агентстве.
- Широкие возможности творческой самореализации. Маркетинг в целом, и SMM в частности – это неразрывно связанные с творчеством сферы.
- Неплохой заработок. Но, доход зависит от активности и качества выполнения задач. Менеджер по SMM может получать фиксированное вознаграждение за проект или процент от сделок, заключённых посредством созданных им инструментов.
Минусы работы в SMM
Несмотря на обилие достоинств, профессия SMM-специалиста имеет и ряд недостатков:
- Большой объём работы. Зачастую менеджер просто физически не может самостоятельно реализовать весь проект. Обычно приходится привлекать сторонних специалистов – дизайнеров, PR-менеджеров, копирайтеров, таргетологов и т. д. Всё зависит от сути и объёма конкретного проекта.
- Зависимость от компьютерной техники. Для создания эффективного маркетингового контента нужно постоянно следить за трендами в социальных сетях, блогах и других медиа ресурсах. Поэтому менеджер зависим как минимум от техники и стабильности интернет-соединения.
- Взаимодействие с негативом. SMM-специалист обязан общаться с аудиторией, в которой всегда есть определённая доля негативно настроенных людей. Важно правильно реагировать и отвечать на критику.
- Иногда сложно взаимодействовать с руководителями компаний. Не все заказчики SMM-менеджера понимают суть его работы и особенности самой сферы маркетинга в социальных медиа. Поэтому часто возникает недопонимание, руководители компаний могут поручать те задачи, за которые SMM-менеджер не может отвечать.
- Ненормированный рабочий день. Зачастую приходится работать ночью, в выходные и праздничные дни.
- Нестабильный доход. Если проект провалился, есть риск вовсе остаться без зарплаты. Часто сотрудники работают за процент от продаж, соответственно их доход напрямую зависит от успешности маркетинговых кампаний. Поэтому в плане зарплаты практически всё зависит только от навыков и эффективности самого специалиста по SMM.
- Сидячая работа. Основную часть рабочего времени приходится проводить за компьютером, что часто негативно сказывается на состоянии здоровья.
Стоит ли работать и кому подойдёт профессия?
SMM-специалист – популярная, современная и достаточно востребованная профессия. Эта работа подойдёт практически любому желающему человеку, независимо от пола и возраста. Профессия отлично подходит людям, интересующимся трендами в соцсетях, маркетингом, рекламой и информационными технологиями. При этом важно уверенное владение компьютерной техникой.
Желающий работать в SMM должен быть целеустремлённым, дисциплинированным и усидчивым человеком. Особенно важна самодисциплина, поскольку многие специалисты работают удалённо, что часто мешает концентрации, особенно в домашних условиях. Но, в целом, при желании, обучиться маркетингу в социальных медиа может практически любой человек.